Перейти к основному содержанию

Статья 6 НК РФ. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу

Новая редакция Ст. 6 НК РФ

1. Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Комментарий к Статье 6 НК РФ

Пункт 1 ст. 6 НК РФ устанавливает открытый перечень оснований для установления несоответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу.

Под нормативными правовыми актами, указанными в ст. 6 НК РФ, понимаются как законодательные акты, так и подзаконные акты.

Вышеуказанные акты могут быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу РФ при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в пп. 1 - 9 п. 1 ст. 6 настоящего Кодекса.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах, который отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом, также признается не соответствующим настоящему Кодексу в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ.

Пункт 1 настоящей статьи содержит перечень оснований признания не соответствующими настоящему Кодексу нормативных правовых актов о налогах и сборах, наличие которых так или иначе говорит о противоречии созданных таким путем нормативных правовых актов Налоговому кодексу РФ.

Нормативные правовые акты, которые разрешают запрещенные или, напротив, запрещают разрешенные Налоговым кодексом РФ действия, изменяют содержание понятий и терминов, определенных Кодексом, и т.п., являются несоответствующими ему.

Последнее изменение в перечень оснований "непризнания" было внесено Федеральным законом N 137-ФЗ. В новой редакции пп. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ гласит, что нормативный акт признается не соответствующим Кодексу, если он вводит новые обязанности или изменяет содержание старых обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В нынешней редакции данного подпункта (которая действует до конца 2006 г.) сказано, что нормативный акт признается не соответствующим Кодексу, если он изменяет содержание обязанностей участников налоговых правоотношений. Таким образом, новая редакция добавила к определению важную вещь: закон не будет действовать также, если он вводит новые обязанности (не только изменяет).

Изначально установленный приоритет НК РФ в ст. 1 настоящего Кодекса находит отражение и в последующих его статьях.

Перечень указанных оснований не является исчерпывающим и предполагает возможность оспаривания нормативных правовых актов и по иным причинам помимо тех, которые прямо указаны в настоящей статье.

Следует различать отмену нормативного правового акта и признание такого акта недействительным.

По общему правилу орган, принявший нормативный акт, вправе отменить принятый им акт. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие акт, не соответствующий настоящему Кодексу, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Судебные органы не наделены полномочиями отменять нормативные акты.

В отношении решений судебных органов понятие "обратной силы" не применяется.

На основании решений судебных органов нормативный акт, признанный недействительным (не соответствующим закону), утрачивает силу.

Признание нормативного акта недействительным означает, что нормативный акт не имел правовой силы с момента его принятия. Между тем при отмене нормативного акта его действие прекращается с даты, установленной законом или отменяющим органом. Орган, отменяющий нормативный акт, однако, вправе отменить или изменить нормативный акт и с даты его принятия, то есть "задним числом".

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ.

Так, в соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса РФ нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим Таможенному кодексу РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с Таможенным кодексом РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные Таможенным кодексом РФ;

3) изменяет установленные Таможенным кодексом РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством РФ, иных лиц, обязанности которых установлены Таможенным кодексом РФ;

4) изменяет содержание понятий, определенных в Таможенном кодексе РФ, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в Таможенном кодексе РФ.

Другой комментарий к Ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 6 Кодекса указаны обстоятельства, при наличии которых нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Кодексу.

Положения п. 1 комментируемой статьи основаны на правилах ст. 4 Кодекса о принятии нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. В частности на правилах о том, что нормативные правовые акты о налогах и сборах издают уполномоченные на то органы, в пределах своей компетенции. Правовые акты о налогах и сборах издаются только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 4 Кодекса).

2. Согласно п. 2 ст. 6 Кодекса наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, является основанием для признания нормативного правового акта о налогах и (или) сборах не соответствующим Кодексу.

3. В соответствии с п. 3 ст. 6 Кодекса признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке. Кодексом может быть предусмотрено иное.

Дела такой категории рассматриваются: арбитражными судами - в порядке, предусмотренном гл. 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" АПК РФ, судами общей юрисдикции - в порядке, предусмотренном гл. 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" ГПК РФ (см. комментарий к ст. 142 Кодекса).

Пункт 3 комментируемой статьи также предусматривает, что Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Полномочие Правительства РФ отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов закреплено в ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*>.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

4. Согласно п. 4 ст. 6 Кодекса в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ.

Как установлено п. 3 ст. 6 Таможенного кодекса РФ, нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим Таможенному кодексу РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с Таможенным кодексом РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные Таможенным кодексом РФ;

3) изменяет установленные Таможенным кодексом РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены Таможенным кодексом РФ;

4) изменяет содержание понятий, определенных в Таможенном кодексе РФ, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в Таможенном кодексе РФ.

Согласно п. 4 ст. 6 Таможенного кодекса РФ нормативные правовые акты в области таможенного дела признаются не соответствующими Таможенному кодексу РФ при наличии хотя бы одного из указанных выше обстоятельств. Признание нормативного правового акта не соответствующим Таможенному кодексу РФ осуществляется в судебном порядке.