Перейти к основному содержанию

Статья 25 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2007 г.

Новая редакция Ст. 25 НК РФ

Статья утратила силу.

Комментарий к Статье 25 НК РФ

В соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 25, регулирующая статус сборщика налогов, признана утратившей силу.

Напомним, что ст. 25 НК РФ устанавливала, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Отметим, что данная обязанность сборщика налогов возникает только в случае прямого указания на это Налоговым кодексом РФ. Например, в п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), указывается на возможность внесения денежной суммы в счет уплаты налога в кассу органа местного самоуправления.

Сборщики налогов и сборов кроме приема налогов и сборов в кассу в соответствии с п. 5 ст. 9 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) должны были осуществлять контроль за их уплатой. Однако контрольными полномочиями налоговых органов, определенными гл. 16 НК РФ, сборщики налогов и сборов не обладали.

Следует обратить внимание на положение п. 3 ст. 58 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), позволяющее уплачивать налоги через кассу сельского и поселкового органа местного самоуправления при отсутствии банка и налоговым агентам, являющимся физическими лицами.

Статья 25 НК РФ фактически не работала из-за недостаточной регламентации правового статуса сборщика налогов.

Другой комментарий к Ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит положения о сборщиках налогов и сборов, которые в соответствии с п. 5 ст. 9 Кодекса также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 9 Кодекса).

Сборщиками налогов и сборов признаются уполномоченные органы и лица, которые в случаях, предусмотренных Кодексом, осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

В качестве сборщиков налогов и сборов могут выступать следующие органы и лица:

государственные органы исполнительной власти;

исполнительные органы местного самоуправления;

другие органы, должностные лица и организации, уполномоченные государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.

В пункте 3 ст. 58 Кодекса установлено, что при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов согласно комментируемой статье определяются следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом;

иными федеральными законами;

законодательными актами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;

нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Данная норма основана на положениях п. 4 ст. 58 Кодекса, согласно которому конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с указанной статьей применительно к каждому налогу; порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом; порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).