Перейти к основному содержанию

Статья 26 НК РФ. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Новая редакция Ст. 26 НК РФ

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментарий к Статье 26 НК РФ

Налогоплательщик (физическое лицо и (или) организация) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Пункт 2 настоящей статьи Кодекса говорит о том, что, участвуя в налоговых отношениях, налогоплательщик имеет право одновременно представлять свои интересы как лично, так и через своих представителей (законного и (или) уполномоченного, как одного, так и нескольких).

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Полномочия законного представителя налогоплательщика-организации могут быть подтверждены в силу закона или ее учредительными документами.

Юридическое лицо (организация) действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Юридическое лицо (организация) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Лицом, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени без доверенности, является его исполнительный орган (Генеральный директор, Президент, Председатель и пр.), который должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (Приказ о его назначении, Решение об избрании и т.п.).

Кроме того, документальное подтверждение полномочий представителей может быть основано на акте уполномоченного государственного органа (Приказ, Общее положение и т.п.).

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, являются:

- договоры поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ);

- агентские договоры (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ);

- договоры коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ);

- договоры возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ);

- договоры доверительного управления имущества (ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ).

Полномочия законного представителя налогоплательщика - физического лица могут быть подтверждены такими документами, как решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, принятого в установленном порядке, паспорта родителей и свидетельства о рождении (при представительстве интересов малолетнего) и другие.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица подтверждаются доверенностью, удостоверенной нотариально или приравненной к таковой.

При этом доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика-организации подтверждаются доверенностью, выдаваемой такой организацией.

При этом доверенность от имени юридического лица (организации) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Плательщики сборов (т.е. организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать сборы) и налоговые агенты (лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов) в соответствии с настоящей статьей:

- имеют право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

- имеют право одновременно участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и через своих представителей (законного и(или) уполномоченного, одного или нескольких);

- несут права и обязанности по действиям (бездействию) своих представителей как по своим собственным;

- не могут привлекать в качестве уполномоченных представителей должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судей, следователей и прокуроров;

- документально подтверждают полномочия своих представителей в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Другой комментарий к Ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 26 Кодекса установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, по смыслу гл. 4 Кодекса, в том числе п. 1 ст. 26 Кодекса, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

В связи с этим Пленум ВАС России указал, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

2. Пункт 2 ст. 26 Кодекса определяет соотношение личного участия налогоплательщика и участия его через представителя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

личное участие налогоплательщика в указанных правоотношениях не лишает его права иметь представителя;

участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. В пункте 3 ст. 26 Кодекса установлено, что полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила комментируемой статьи о представительстве налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии с п. 4 ст. 26 Кодекса распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.