Перейти к основному содержанию

Статья 34.2 НК РФ. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов

Новая редакция Ст. 34.2 НК РФ

1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Комментарий к Статье 34.2 НК РФ

Настоящая статья раскрывает полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ:

- дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пункт 3 ст. 34.2 НК РФ, введенный Федеральным законом N 137-ФЗ, говорит, что Минфин России и финансовые органы субъектов РФ дают свои разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководства финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Другой комментарий к Ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 34.2 Кодекса закреплены следующие полномочия Минфина России:

дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

утверждение форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядка их заполнения.

Право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам предоставлено в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Кодекса (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).

Утверждение Минфином России форм налоговых деклараций и порядка их заполнения предусмотрено п. 7 ст. 80 Кодекса. Полномочия Минфина России по утверждению форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядка их заполнения закреплены также в подп. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" <*> и п. 5.2.4 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1478.

Минфин России согласно п. 1 указанного Положения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 2 Положения Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Следует отметить, что непосредственно в Кодексе закреплены также следующие полномочия Минфина России:

утверждение порядка проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (подп. 6 п. 1 ст. 31);

определение порядка ведения индивидуальными предпринимателями учета доходов и расходов и хозяйственных операций (п. 2 ст. 54);

порядок представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в электронном виде (п. 2 ст. 80);

определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83);

установление особенностей учета иностранных организаций (п. 1 ст. 83);

установление порядка постановки на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Кодекса (п. 1 ст. 84);

установление особенностей порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов (п. 1 ст. 84);

утверждение порядка выдачи налоговым органом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84);

утверждение порядка сообщения органами, учреждениями, организациями и должностными лицами, указанными в ст. 85 Кодекса, в налоговые органы сведений, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 84).

2. Как установлено п. 2 ст. 34.2 Кодекса:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области финансов дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Право получать от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах налогоплательщикам предоставлено в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Кодекса (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).

Минфин России в письме от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства" специально указал, что по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов (см. комментарий к ст. 111 Кодекса).