Перейти к основному содержанию

Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

Новая редакция Ст. 36 НК РФ

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комментарий к Статье 36 НК РФ

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем Министра внутренних дел. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел РФ - начальник Службы криминальной милиции. Соответствующие подразделения указанной Федеральной службы МВД РФ, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Другой комментарий к Ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 36 Кодекса закреплено полномочие органов внутренних дел по запросу налоговых органов участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Право милиции участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов закреплено также в п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) <*>.

--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700.

Согласно ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

В соответствии с приведенными положениями в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. Указанная Инструкция включает в себя четыре раздела:

раздел I. Общие положения;

раздел II. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки;

раздел III. Начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;

раздел IV. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Пунктом 1 ст. 37 Кодекса установлено, что причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами (см. комментарий к ст. 37 Кодекса).

Согласно п. 35, введенному Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, ст. 11 Закона РФ "О милиции" органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

"Предшественником" вида проверок, предусмотренных п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции", являются проводимые ранее (до 1 июля 2003 г.) проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 36 Кодекса в ранее действовавшей редакции. Как указывал Пленум ВАС России в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, такие проверки органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. Такими законодательными актами являются Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <*> и УПК РФ.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Полномочия милиции при проведении проверок, указанных в п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции", сводятся к возможностям осуществления следующих прав:

в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проводить такой вид оперативно-розыскных мероприятий, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения и только при наличии определенной в той же ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" информации;

в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий (в частности, указанного выше обследования) изъятие предметов, материалов и сообщений. Несмотря на то, что в приведенной норме не говорится о возможности изъятия документов, в решении ВС России от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898 <*> положение о возможности изъятия подлинных документов при проведении проверки налогоплательщика в рамках оперативно-розыскной деятельности признано полностью соответствующим требованиям Закона. В новой редакции п. 8 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" также закреплено право изъятия органами внутренних дел на основании их постановлений первичных учетных документов (следует обратить внимание, что указанное право в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" не распространяется на изъятие регистров бухгалтерского учета);

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Исходя из ст. 1 указанного Закона, в рамках проведения проверки обследование и, соответственно, изъятие при этом документов вправе осуществлять сотрудники оперативных подразделений органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (ФСЭНП). Однако для проведения проверки необходимы знания в области налогообложения, которыми оперативные сотрудники милиции, как правило, в достаточной степени не обладают. Соответственно, к участию в проверке привлекаются специалисты в области налогообложения - штатные сотрудники ревизионных подразделений органов ФСЭНП. Необходимо иметь в виду, что сотрудники-ревизоры милиции правом самостоятельного проведения оперативно-розыскных мероприятий не обладают;

в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона РФ "О милиции" получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона РФ "О милиции" вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции. Там же указано, что подвергаться приводу могут только уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову граждане и должностные лица и только в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" проверок Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 <*> утверждены:

--------------------------------
<*> Российская газета. N 70. 2004. 6 апреля.

Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Органы внутренних дел, являющиеся правоохранительными органами, не наделены полномочиями по принятию решений в рамках налогового контроля. Соответственно, п. 2 ст. 36 Кодекса установлено, что при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Указанным выше Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 утверждена Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.

В соответствии с п. 2 указанной Инструкции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:

в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении физического лица, орган внутренних дел согласно п. 2 Инструкции направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:

в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов.

Пунктом 5 Инструкции установлено, что не позднее десяти дней с даты поступления материалов, налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о принятом по ним решении:

о назначении выездной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки с истребованием дополнительных сведений, получением объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов, а также проведением других действий по осуществлению налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

В свою очередь, налоговые органы, являющиеся органами контроля, не наделены правоохранительными полномочиями. Соответственно, п. 3 ст. 32 Кодекса установлено, что налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (см. комментарий к ст. 32 Кодекса).