Перейти к основному содержанию

Статья 63 НК РФ. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов

Новая редакция Ст. 63 НК РФ

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам, сборам, страховым взносам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 и 7 настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта). Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) утратил силу с 1 января 2010 г.;

6) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Если в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений уполномоченных органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. Утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

5. Утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

Комментарий к Статье 63 НК РФ

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочки, рассрочки в уплате налога и сбора, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита) - уполномоченными органами являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 - 5 настоящего пункта и п. 2 настоящей статьи) - ФНС России;

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ (подразделения администраций, исполкомов и т.п. субъектов РФ - министерства, департаменты, управления финансов и т.п.), по согласованию с финансовыми органами муниципальных образований (управления администраций, мэрий, исполкомов (отделы, комитеты и т.п.), за исключением случая, предусмотренного п. 3 настоящей статьи) соответственно.

В г.г. Москве и Санкт-Петербурге решение об изменении срока уплаты местных налогов принимаются по согласованию с финансовыми органами этих субъектов РФ, а не с финансовыми органами местных подразделений;

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба - ФТС), или уполномоченные им таможенные органы (таможенные посты, таможня и т.п.).

В соответствии со ст. 333 Таможенного кодекса РФ при наличии оснований, установленных ст. 334 Таможенного кодекса РФ, федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или определяемые ею иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов может быть отказано исключительно при наличии оснований, предусмотренных ст. 335 Таможенного кодекса РФ.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном гл. 31 Таможенного кодекса РФ. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - причины такого решения;

4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК РФ принимать решение об изменении сроков уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина - это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами;

5) по единому социальному налогу - ФНС России по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (ПФР, ФСС).

Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет, утвержден Постановлением Правления ПФР от 5 сентября 2001 г. N 146.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов - Федеральная налоговая служба (ФНС) изменяет сроки уплаты налогов и сборов, в случае:

- если в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет;

- если законодательство о налогах и сборах предусматривает перечисление сумм налогов и сборов в бюджеты разного уровня (в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ либо в местные бюджеты);

Финорганы субъектов РФ принимают участие в принятии решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае:

- если суммы налогов и сборов должны полностью поступать в бюджет субъекта РФ;

- если часть сумм налогов и сборов подлежит уплате в федеральный бюджет, часть - в местный, а оставшаяся часть - в бюджет соответствующего субъекта РФ. При этом они решают вопрос именно в отношении той части сумм налогов и сборов, которая поступает в бюджет данного субъекта РФ.

Местные финорганы вправе принять участие в принятии решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае:

- если суммы налогов и сборов подлежат зачислению исключительно в местный бюджет данного муниципального образования;

- если часть сумм налогов и сборов подлежит зачислению в местный бюджет, тогда как остальная часть сумм налогов и сборов, подлежит зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджет субъектов РФ.

Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (например, о транспортном налоге, о налоге на имущество организаций и т.п.) региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

- бюджеты субъектов РФ, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ (подразделения администраций, исполкомов и т.п. субъектов РФ - министерства, департаменты, управления финансов и т.п.);

- местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований (управления администраций, мэрий, исполкомов (отделы, комитеты и т.п.)).

В г.г. Москве и Санкт-Петербурге сроки уплаты части налогов и сборов, которая подлежит зачислению в местные бюджеты, изменяются решениями налоговых органов по согласованию с финорганами указанных субъектов.

Пункт 4 ст. 63 НК РФ был введен Федеральным законом N 137-ФЗ.

Другой комментарий к Ст. 63 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 63 Кодекса указаны органы, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (уполномоченные органы). Полномочия указанных органов установлены в зависимости от видов налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы (подп. 1 п. 1).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 63 Кодекса органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ФНС России в письме от 22 октября 2004 г. N САЭ-6-19/175@ "Об изменении законодательства о налогах и сборах" специально отметила, что таким органом является Федеральная налоговая служба. Соответственно ФНС России указала, что заявления налогоплательщиков о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени рассматриваются налоговыми органами в порядке, установленном гл. 9 Кодекса.

Предусмотренные подп. 1 п. 1 комментируемой статьи полномочия ФНС России не распространяются на налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на государственную пошлину. В отношении же единого социального налога и части сумм федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, полномочия ФНС России ограничены необходимостью согласования решений об изменении сроков уплаты этих налогов с органами соответствующих внебюджетных фондов или с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Региональные и местные налоги (подп. 2 п. 1).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 63 Кодекса органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, являются налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

При этом подп. 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются:

по региональным налогам - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

по местным налогам - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

Налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (подп. 3 п. 1).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 63 Кодекса органами, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба (см. комментарий к ст. 34 Кодекса).

Порядок изменения срока уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлен гл. 30 Таможенного кодекса РФ (см. комментарий к ст. 64 Кодекса).

Государственная пошлина (подп. 4 п. 1).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 63 Кодекса органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй Кодекса принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины.

Соответствующими положениями гл. 25.3 Кодекса право отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины, исходя из имущественного положения плательщика, предоставлено:

судам общей юрисдикции и мировым судьям - в отношении государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами и мировыми судьями (п. 2 ст. 333.20);

арбитражным судам - в отношении государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами (п. 2 ст. 333.22);

КС России и конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации - в отношении государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами (п. 3 ст. 333.23).

Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.41 гл. 25.3 Кодекса (см. комментарий к ст. 64 Кодекса).

Единый социальный налог (подп. 5 п. 1).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 63 Кодекса органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты единого социального налога, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким органом, как говорилось выше, является Федеральная налоговая служба.

Подпунктом 5 п. 1 комментируемой статьи также установлено, что решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов. Данное положение согласуется с правилом п. 7 ст. 61 Кодекса о том, что органы государственных внебюджетных фондов при изменении срока уплаты налога в государственные внебюджетные фонды пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные комментируемой главой (см. комментарий к ст. 61 Кодекса).

2. Пункт 2 ст. 63 Кодекса устанавливает полномочия органов по принятию решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.

В этих случаях сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию:

в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

в части сумм, подлежащих зачислению в местные бюджеты, - с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

3. В пункте 3 ст. 63 Кодекса установлены полномочия органов по принятию решений об изменении сроков уплаты налогов в случае, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты.

В этих случаях сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц:

в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

в части сумм, подлежащих зачислению в местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127 установлено, что:

решения о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени и о временном приостановлении уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимаются ФНС России. Во исполнение этого Приказом ФНС России от 15 июля 2005 г. N САЭ-3-19/329@ утвержден Порядок рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени <*>;

--------------------------------
<*> Финансовая газета (Региональный выпуск). 2005. N 35; N 36.

решения о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также пени и о временном приостановлении уплаты сумм задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.