Перейти к основному содержанию

Статья 64 НК РФ. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов

Новая редакция Ст. 64 НК РФ

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац третий утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ;

2) утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

7. Утратил силу.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Абзац четвертый утратил силу.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац второй утратил силу.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 64 НК РФ

В настоящей статье Налогового кодекса установлены порядок и условия предоставления налоговой отсрочки (рассрочки). В п. 1 ст. 64 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок до одного года. Редакция п. 1 ст. 64 НК РФ, действовавшая до принятия Закона N 137-ФЗ, предполагала предоставление отсрочки или рассрочки на срок до одного года, то есть снимается ограничение на предоставление отсрочек и рассрочек на небольшие сроки (до шести месяцев).

Другой комментарий к Ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 64 Кодекса даны определения понятий отсрочки и рассрочки по уплате налога:

отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных комментируемой статьей, на срок от одного до шести месяцев с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;

рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных комментируемой статьей, на срок от одного до шести месяцев с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

В соответствии с п. 5 ст. 61 Кодекса изменение срока уплаты налога и сбора по решению уполномоченных органов производится при одновременном применении одного из следующих способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, если иное не предусмотрено комментируемой главой:

под залог имущества в соответствии со ст. 73 Кодекса (см. комментарий к ст. 73 Кодекса);

при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 Кодекса (см. комментарий к ст. 74 Кодекса).

В соответствии со ст. 115 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" <*> Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1462, от 23 мая 2001 г. N 410, от 23 октября 2001 г. N 742, от 21 февраля 2002 г. N 123, от 23 октября 2002 г. N 768, от 11 ноября 2002 г. N 818 и от 29 сентября 2003 г. N 603) <**> утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.

<**> СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4498; 2000. N 2. Ст. 241; 2001. N 23. Ст. 2367, N 44. Ст. 4202; 2002. N 9. Ст. 929, N 43. Ст. 4273, N 46. Ст. 4591; 2003. N 40. Ст. 3895.

Статьей 124 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" <*> действие ст. 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" продлено на 2001 г. и установлено, что Правительство РФ обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 1. Ч. 1. Ст. 2.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 марта 2005 г. N 13054/04 <*> указал, что по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

2. В пункте 2 ст. 64 Кодекса установлены основания, при наличии хотя бы одного из которых заинтересованному лицу может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

6) основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

Распоряжением Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству от 13 апреля 2001 г. N 111-р "О даче заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов" <*> утверждены Правила дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов.

--------------------------------
<*> Российская газета. N 115. 2001. 20 июня.

Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2001 г. N 649 и от 17 октября 2003 г. N 631) <*> утвержден следующий Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога:

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1827; 2001. N 37. Ст. 3692; 2003. N 43. Ст. 4239.

сельское хозяйство: растениеводство; механизированные работы в полевых условиях; заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья; звероводство;

перерабатывающая промышленность: сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности; сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности;

рыбное хозяйство: рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях; искусственное воспроизводство рыбных запасов; выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала; добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих;

нефтедобывающая и газовая промышленность: обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

торфяная промышленность: добыча, сушка и уборка торфа; ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях;

медицинская промышленность: заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья;

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность: заготовка и вывозка древесины, сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды; заготовка живицы, пневого осмола и бересты;

легкая промышленность: сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности;

лесное хозяйство: подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках; полевые лесоустроительные работы; заготовка дикорастущих лесных продуктов;

охотничье хозяйство: охотничий промысел и заготовка продукции охоты; охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение; полевые охотоустроительные работы;

водное хозяйство: дноуглубительные и берегоукрепительные работы;

геолого-разведочные работы: полевые экспедиционные работы;

промышленность нерудных строительных материалов: добыча песчано-гравийной смеси из русел рек;

промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней: добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений; добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения);

речной и морской транспорт: перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации;

все отрасли экономики: досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Статьей 334 Таможенного кодекса РФ установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Как указано в п. 2 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127, в случае предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита по основаниям, определенным в подп. 1 или 2 п. 2 ст. 64 Кодекса, общий объем отсроченной задолженности не должен превышать суммы ущерба, причиненного налогоплательщику в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, либо суммы недофинансирования из бюджета или неоплаты выполненного этим налогоплательщиком государственного заказа.

В п. 5 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127, предусмотрено, что в зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пени налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса. В частности, в указанном Порядке предусмотрено следующее:

5.1. В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита по основаниям, определенным в подп. 1 п. 2 ст. 64 Кодекса, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются следующие документы:

а) документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;

б) справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

5.2. В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита по основаниям, определенным в подп. 2 п. 2 ст. 64 Кодекса, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований.

5.3. В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита по основаниям, определенным в подп. 3 п. 2 ст. 64 Кодекса, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, представляются следующие документы:

а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом;

в) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом.

5.4. В случае обращения о предоставлении отсрочки и рассрочки по основаниям, определенным в подп. 4 п. 2 ст. 64 Кодекса, а именно если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, представляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований.

5.5. В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки по основаниям, определенным в подп. 5 п. 2 ст. 64 Кодекса, а именно если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 Перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения.

3. В соответствии с п. 3 ст. 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Пункт 4 ст. 64 Кодекса устанавливает начисление процентов на сумму задолженности в случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подп. 3, 4 и 5 п. 2 комментируемой статьи.

Проценты начисляются исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

МНС России разработало и письмом от 12 мая 1999 г. N АС-6-09/398@ "О порядке расчета процентов за пользование бюджетными средствами" <*> направило налоговым органам для руководства в работе Порядок расчета процентов за пользование бюджетными средствами по:

--------------------------------
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 6; N 7.

отсрочкам, предоставленным уполномоченными финансовыми органами (приложение N 1);

рассрочкам, предоставленным уполномоченными финансовыми органами (приложение N 2);

рассрочкам, предоставленным налоговыми органами в порядке реструктуризации задолженности по налоговым платежам, включая пени и штрафы (приложение N 3).

Под рефинансированием, как определено в ст. 40 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Там же, в ст. 40 указанного Федерального закона, установлено, что формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Банк России телеграммой от 11 июня 2004 г. N 1443-У <*> сообщил, что начиная с 15 июня 2004 г. ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 13% годовых.

--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2004. N 34.

В случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 Кодекса, то согласно п. 4 комментируемой статьи проценты на сумму задолженности не начисляются.

Как указано в п. 4 ст. 64 Кодекса, иные правила о начислении процентов могут быть предусмотрены таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 336 Таможенного кодекса РФ за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Следует отметить, что начисление процентов установлено ст. 336 Таможенного кодекса РФ в независимости от того, по каким основаниям предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов.

5. В пункте 5 ст. 64 Кодекса установлены правила подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога:

заявление с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган, которые указаны в ст. 63 Кодекса (см. комментарий к ст. 63 Кодекса);

к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи;

копия заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

Согласно п. 5 комментируемой статьи уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица, а это лицо соответственно представить уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

В соответствии с п. 3 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127, в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени в форме отсрочки, рассрочки в обязательном порядке представляются следующие документы:

заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки (форма приведена в приложении N 2 к Приказу);

справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 Кодекса;

справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в т.ч. в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

обязательство налогоплательщика (форма приведена в приложении N 3 к Приказу), предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;

копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном ст. 74 Кодекса;

документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

Согласно п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127, в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты региональных и местных налогов и сборов, а также пени в форме отсрочки, рассрочки в обязательном порядке представляются следующие документы:

заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки (форма приведена в приложении N 2 к Приказу);

обязательство налогоплательщика (форма приведена в приложении N 3 к Приказу), предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;

копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство;

справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в т.ч. в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

6. В соответствии с п. 6 ст. 64 Кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается одно из следующих решений:

о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Срок, в течение которого рассматривается заявление и принимается одно из указанных решений, согласно п. 6 комментируемой статьи составляет один месяц со дня получения уполномоченным органом заявления заинтересованного лица.

В соответствии с п. 6 ст. 64 Кодекса по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Приостановление уплаты суммы задолженности осуществляется на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Копия такого решения согласно п. 6 комментируемой статьи представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. Пунктом 7 ст. 64 Кодекса предусмотрено, что при отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 Кодекса (т.е. обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, см. комментарий к ст. 62 Кодекса), уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подп. 1 или 2 п. 2 комментируемой статьи.

Отказать в отсрочке или рассрочке по уплате налога не вправе только в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. В пункте 8 ст. 64 Кодекса установлены требования к содержанию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. Решение должно содержать:

указание на сумму задолженности;

налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;

сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;

в соответствующих случаях - документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Согласно п. 8 комментируемой статьи решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

В случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 Кодекса (см. комментарий к ст. 73 Кодекса).

9. Пункт 9 ст. 64 Кодекса устанавливает, что решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подп. 1 или 2 п. 2 комментируемой статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога (обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 Кодекса, см. комментарий к ст. 62 Кодекса).

Согласно п. 9 комментируемой статьи решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц предусмотрен гл. 19 Кодекса.

10. В пункте 10 ст. 64 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа направить копию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Пункт 11 ст. 64 Кодекса в ранее действовавшей редакции устанавливал распространение правил, предусмотренных комментируемой статьей, на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В связи с введением в действие Таможенного кодекса РФ п. 11 комментируемой статьи утратил силу, а порядок изменения срока уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлен гл. 30 Таможенного кодекса РФ.

12. В соответствии с п. 12 ст. 64 Кодекса возможно установление дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов, нежели предусмотренные комментируемой статьей.

Такие основания и условия устанавливаются:

по региональным налогам - законами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

13. Правила ст. 64 Кодекса о порядке и условиях предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога согласно ее п. 13 применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов.

Однако законодательством о налогах и сборах могут быть установлены и иные правила порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов.

В частности, ст. 333.41 гл. 25.3 "Государственная пошлина" установлены следующие особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины:

отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев (п. 1 ст. 333.41);

на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка (п. 2 ст. 333.41).