Перейти к основному содержанию

Статья 105.16 НК РФ. Уведомление о контролируемых сделках

Новая редакция Ст. 105.16 НК РФ

1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.

3. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.

5. Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

О направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Форма извещения и порядок его направления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

Комментарий к Статье 105.16 НК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуру направления налогоплательщиками уведомлений в налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 комментируемой главы. В пояснительной записке к законопроекту, которым предлагалось включить в часть первую НК РФ раздел V.1, отмечалось, что обязанность налогоплательщиков представлять информацию о контролируемых сделках в налоговые органы является общепринятой в зарубежных странах с развитым налоговым законодательством; предполагается, что представление налогоплательщиками уведомлений о контролируемых сделках будет способствовать формализации данных о событиях и операциях, которые являются предметом налогового контроля использования трансфертного ценообразования в целях минимизации налогов, а также улучшению финансовой дисциплины.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ положения комментируемой статьи до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 г. - 100 млн. рублей; в 2013 г. - 80 млн. рублей (эти правила распространяются и на ст. 105.15 и 105.17 части первой НК РФ, в отношении термина "несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок" см. комментарий к ст. 105.15 НК РФ).

Как сообщалось в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 марта 2012 г. N 03-01-10/1-24 <1>, в 2012 г. направление налогоплательщиками в налоговые органы уведомлений о контролируемых сделках не требуется. При этом сделана ссылка на норму ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ, исходя из которой положения комментируемой статьи применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ со дня вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. с 1 января 2012 г.), вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
--------------------------------
<1> СПС.

В письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 марта 2012 г. N 03-01-18/1-26 <1> и от 19 марта 2012 г. N 03-01-18/2-32 <2> отмечалось, что в случае, когда сделка не признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ (например, в случае когда сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок), указанным в подп. 1 п. 2 указанной статьи, в 2012 г. не превышает 3 млрд. руб. либо по каким-либо иным основаниям), положения комментируемой статьи в отношении таких сделок не применяются.
--------------------------------
<1> СПС.

<2> СПС.

2. Положениями п. 2 комментируемой статьи определен порядок направления налогоплательщиками в налоговые органы уведомлений о контролируемых сделках:

уведомления о контролируемых сделках подлежат направлению налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (для организации) или месту его жительства (для физического лица) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки;

налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 части первой НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомления о контролируемых сделках в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Понятие места жительства физического лица определено в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ) <1> следующим образом: адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ; при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ для целей данного Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания; при этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4198.

Место нахождения юридического лица согласно п. 2 ст. 54 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) <1> определяется местом его государственной регистрации. Там же предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.

Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены Приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@ <1>, а Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 85н <2>. Согласно п. 1 названных Особенностей постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
--------------------------------
<1> Экономика и жизнь. 2007. N 23.

<2> РГ. N 179. 2005. 16 августа.

Как предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи, уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по выбору налогоплательщиков на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Данное правило закреплено по аналогии с положением п. 3 ст. 80 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ) <1>, согласно которому налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Вместе с тем не использована аналогия с другими положениями указанного пункта, устанавливающими обязательность представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в электронном виде в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 данного Кодекса к категории крупнейших.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 31.

Полномочия по утверждению форм (форматов) уведомления о контролируемых сделках, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде федеральный законодатель в п. 2 комментируемой статьи делегировал федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (см. комментарий к ст. 105.3 НК РФ). При этом федеральный законодатель предписал ФНС России реализовать данные полномочия по согласованию с Минфином России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа ФНС России. На официальном сайте ФНС России nalog.ru в разделе "Документы" 21 февраля 2012 г. размещен проект Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного п. 2 комментируемой статьи, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Наряду с прочим п. 2 комментируемой статьи предусматривает право налогоплательщика в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках направить уточненное уведомление. Данное правило закреплено по аналогии с положением п. 1 ст. 81 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), согласно которому при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. В этой связи представляется уместной аналогия с положением указанного пункта, устанавливающего, что при этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

3. В пункте 3 комментируемой статьи определен перечень информации, которую должны содержать сведения, указываемые в представляемых налогоплательщиками в налоговые органы уведомлениях о контролируемых сделках. Следует подчеркнуть, что перечень такой информации сформулирован как исчерпывающий.

Как отмечалось в п. 1 письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 28 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-14, раскрытие информации об использованных методах, предусмотренных главой 14.3 части первой НК РФ, в уведомлении о контролируемых сделках п. 3 комментируемой статьи не предусмотрено; документация, содержащая указанную информацию, может быть истребована у налогоплательщика ФНС России не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, в порядке, установленном ст. 105.15 данного Кодекса; таким образом, данным Кодексом не предусмотрено предварительное декларирование налогоплательщиком выбора метода ценообразования.

4. Норма п. 4 комментируемой статьи предусматривает, что указанные в п. 3 данной статьи сведения, подлежащие указанию в представляемых налогоплательщиками в налоговые органы уведомлениях о контролируемых сделках, могут быть подготовлены по группе однородных сделок. Однородными сделками для целей комментируемой главы согласно п. 5 ст. 105.7 части первой НК РФ признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (см. комментарий к указанной статье).

5. В соответствии с нормой п. 5 комментируемой статьи на тот налоговый орган, который получил уведомление о контролируемых сделках, возлагается обязанность направить это уведомление в ФНС России. При этом непосредственно установлено, что уведомление подлежит направлению в электронном виде.

Рассматриваемая обязанность подлежит исполнению в течение 10 дней со дня получения налоговым органом уведомления о контролируемых сделках. С учетом нормы п. 6 ст. 6.1 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) речь идет о рабочих днях. Как определено в указанной норме, рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

6 - 7. Положения п. 6 и 7 комментируемой статьи определяют последствия обнаружения налоговым органом, проводящим налоговую проверку, фактов совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 данной статьи:

на указанный налоговый орган возлагается обязанность самостоятельно известить ФНС России о факте выявления контролируемых сделок и направить в ФНС России полученные сведения о таких сделках. Полномочиями на утверждение формы извещения и порядка его направления наделена ФНС России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа ФНС России;

указанный налоговый орган также обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в ФНС России. Уведомление должно быть осуществлено не позднее 10 дней с даты направления извещения. Аналогично сказанному выше следует отметить, что речь идет о рабочих днях;

направление указанным налоговым органом полученных им сведений о контролируемых сделках в ФНС России не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

Следует отметить, что в целях обеспечения реализации норм комментируемой статьи Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ в часть первую НК РФ введена ст. 129.4, предусматривающая ответственность за такое налоговое правонарушение, как неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках. В соответствии с указанной статьей неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Другой комментарий к Ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 105.16 НК в процессе написания. Заходите позже.