Перейти к основному содержанию

Статья 129.1 НК РФ. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Новая редакция Ст. 129.1 НК РФ

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 129.1 НК РФ

Состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 Кодекса, не следует смешивать с деянием, предусмотренным ст. 126 настоящего Кодекса. Не будем утомлять читателя сравнением этих норм. Это отдельная тема для разговора.

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект - установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм Кодекса:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 настоящего Кодекса не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой статье, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах Кодекса;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах Кодекса. Примерами могут служить:

десятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

трехдневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган о принятии решения о реорганизации;

пятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину ответственность виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц или физических лиц - индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние физического лица наступает, если оно не содержит признаков уголовного преступления.

Субъективная сторона характеризуемого налогового правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожной форме вины.

Рассмотрим меры ответственности, предусмотренные настоящей статьей:

- виновный привлекается к штрафу в размере тысячи рублей, а при повторном (в течение календарного года) совершении деяния - в размере 5 тыс. руб.;

- размер указанных штрафов снижается не менее чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в п. 1 ст. 112 НК РФ;

- размер указанных штрафов подлежит увеличению на 100% при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных ст. 85 Кодекса обязанностей следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 85 Кодекса):

органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (п. 1 ст. 85);

советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 85);

органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85);

органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85);

органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (п. 5 ст. 85);

органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (п. 6 ст. 85);

органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (п. 7 ст. 85);

органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 8 ст. 85).

В пункте 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен следующий пример неправильной квалификации налоговым органом несвоевременного сообщения налоговому органу необходимых сведений по ст. 129.1 Кодекса:

суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 Кодекса, по следующим основаниям:

в силу указанной нормы лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с Кодексом должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса;

ответственность налогоплательщика за несвоевременное сообщение необходимых сведений установлена п. 1 ст. 126 Кодекса. Поэтому в рассматриваемом случае налоговый орган неправильно квалифицировал совершенное ответчиком деяние и применил ненадлежащие санкции.

Частью 2 ст. 15.6 КоАП установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, (а также за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде) должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Такие деяния согласно ч. 2 ст. 15.6 КоАП влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 129.1 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является повторное совершение деяний в течение календарного года.