Перейти к основному содержанию

Статья 133 НК РФ. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа

Новая редакция Ст. 133 НК РФ

Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или налогового агента, местной администрации, организации федеральной почтовой связи или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Комментарий к Статье 133 НК РФ

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок исполнения поручений о перечислении налогов или сборов. При этом банк нарушает целый ряд норм настоящего Налогового кодекса, в частности ст. ст. 23, 31, 45, 46, 48, 58, 60 НК РФ.

Объективная сторона данного деяния характеризуется рядом важных особенностей. При этом нужно учесть следующее:

а) банк или иная кредитная организация нарушает срок исполнения поручения не только об уплате налога, но и об уплате сбора;

б) срок исполнения поручения определяется по правилам ст. ст. 46, 60 НК РФ. Поручение на перечисление суммы налога или сбора должно быть исполнено банком с рублевого счета в течение одного операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения. При наличии денежных средств на счете плательщика налогов банк не вправе задерживать исполнение поручения. При недостаточности денежных средств на счете упомянутое выше поручение исполняется в порядке очередности, установленном гражданским законодательством;

в) не любое нарушение срока исполнения поручения имеется в виду в п. 1 комментируемой статьи, а лишь нарушение срока исполнения:

- платежного поручения налогоплательщика и плательщика сбора, но не инкассового поручения (распоряжения) налогового органа (мы будем говорить об этом ниже);

- платежного поручения налогового агента (ст. 24 НК РФ).

Однако поручения иных лиц в комментируемой статье не имеются в виду (равно как и решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и иного обязанного лица). Объективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь постольку, поскольку банк не исполняет в установленный срок именно платежное поручение плательщиков налогов, налогового агента, но не инкассовое поручение налогового органа.

Субъектом данного правонарушения могут быть лишь организации, но не физические лица. Осуществление банковской деятельности действующее гражданское законодательство разрешает лишь:

банкам (ст. ст. 1, 5 Закона о банках);

иным (небанковским) кредитным организациям (ст. ст. 1, 5, 15 Закона о банках).

Ни физические лица, ни коммерческие организации не могут осуществлять банковскую деятельность, а значит, не могут выступать субъектами данного правонарушения. Не относятся к субъектам деяния, предусмотренные в комментируемой статье, кассы органов местного самоуправления и государственные организации связи, упомянутые в ст. ст. 45, 58 НК РФ. Нужно учесть, что в соответствии со ст. 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налогов (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или ОВФ о перечислении налогов (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц банков (кредитных организаций) в размере от 40 до 50 МРОТ.

Субъективная сторона анализируемых деяний характеризуется лишь прямым умыслом: банк осознает, что нарушает установленный порядок исполнения поручений, предвидит, что в результате соответствующие денежные средства не поступят в бюджет (внебюджетный фонд) и желает наступления таких последствий.

Анализируя меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей, можем сделать ряд выводов:

а) за нарушение срока исполнения поручения о перечислении сумм налогов с банка взыскивается штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки;

б) правила ст. ст. 112, 114, 133, 136 НК РФ устанавливают, что правила п. 3 (об уменьшении размеров штрафов) и п. 4 (об увеличении размера штрафов) ст. 114 НК РФ с учетом положений ст. 112 НК РФ подлежат применению и в данном случае.

Другой комментарий к Ст. 133 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 133 Кодекса установлена ответственность банков за нарушение установленного Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора.

Обязанность банков исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, предусмотрена п. 1 ст. 60 Кодекса (в силу п. 5 ст. 60 Кодекса обязанность распространяется также на исполнение поручений на перечисление сборов).

По общему правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 60 Кодекса, поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения. Согласно п. 3 ст. 60 Кодекса при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) (см. комментарий к ст. 60 Кодекса). Таким образом, ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 133 Кодекса, наступает лишь в том случае, если поручение на перечисление налога исполнено в течение более чем одного операционного дня при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента. При этом пеня может быть начислена только на сумму в пределах денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента, т.е. на ту сумму, которую банк реально обязан был перечислить.

В соответствии с п. 4 ст. 60 Кодекса применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 Кодекса, а за счет иного имущества - в судебном порядке. В п. 16 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при применении указанной нормы предписано исходить из того, что под "соответствующими пенями" в данном случае следует понимать пени, начисленные на налогоплательщика по правилам ст. 75 Кодекса до того момента, когда в соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса его обязанность по уплате налога должна считаться исполненной.

Ответственность банков за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов, установлена также ст. 304 БК РФ, а именно - наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с КоАП РСФСР, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

В отношении нормы ст. 304 БК РФ высшие судебные органы выразили различную позицию:

Пленум ВАС России в п. 46 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал исходить из того, что в соответствующих случаях ст. 133 НК подлежит применению вместо ст. 304 БК РФ, поскольку в силу ст. 1 и 41 БК РФ налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству;

согласно же правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 г. N 257-О, норма ст. 304 БК РФ имеет самостоятельное значение и предусматривает взимание с банков пени как восстановительной меры. В совокупности с положением абз. 8 п. 2 ст. 284.1 БК РФ, согласно которому пени в данном случае взыскиваются в бесспорном порядке, ст. 304 БК РФ, по мнению КС России, гарантирует своевременное исполнение банками платежных поручений на уплату налогов.

Очевидно, что необходимо руководствоваться разъяснением, данным ВАС России.

Административная ответственность руководителя и других работников банка за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) предусмотрена ст. 15.8 КоАП.

Согласно ст. 15.8 КоАП нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ.

О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 Кодекса.

2. Пунктом 2 в первоначальной ред. ст. 133 Кодекса устанавливалась ответственность за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа. В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 2 из комментируемой статьи исключен, а ответственность за такие деяния установлена в п. 2 ст. 135 Кодекса.