Перейти к основному содержанию

Статья 136 НК РФ. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней

Новая редакция Ст. 136 НК РФ

Штрафы, указанные в статьях 132 - 135.2, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному настоящим Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Комментарий к Статье 136 НК РФ

Комментируемая статья имеет важное значение для правильного применения правил ст. ст. 132 - 135.1 НК РФ. Так как, хотя правонарушения, которым посвящены нормы гл. 18 Кодекса, не относятся к числу налоговых правонарушений (к последним относятся лишь деяния, предусмотренные ст. ст. 116 - 129.1 НК РФ, различия между этими видами правонарушений нами рассматривались в ст. 132 Кодекса), все же меры ответственности в виде денежного штрафа применяются в таком же порядке, как и налоговые санкции. Иначе говоря, в целях экономии и в соответствии с канонами юридической техники законодатель предписывает исходить из соответствующих правил норм гл. 15 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 136 Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно комментируемой статье штрафы, предусмотренные ст. 132 - 134 Кодекса, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения. Нетрудно заметить, что из приведенной нормы "выпали" штрафы, указанные в ст. 135 и 135.1 Кодекса, в связи с чем взыскание этих штрафов в порядке, аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения, возможно только по аналогии закона, что представляется не вполне удачным для законодательства о налогах и сборах.

Как установлено п. 7 ст. 114 Кодекса, налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 114 Кодекса).

В соответствии с комментируемой статьей пени, указанные в ст. 133 и 135 Кодекса, взыскиваются в порядке, предусмотренном ст. 60 Кодекса.

Пени, указанные в ст. 133 и 135 Кодекса, являются санкциями за совершение правонарушений. КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П охарактеризовал пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Там же суд указал, что бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Правовая природа же пеней, предусмотренных ст. 133 и 135 Кодекса, несколько иная: в Определении от 6 декабря 2001 г. N 257-О КС России отметил, что фактически в п. 1 ст. 135 Кодекса под пеней понимается штрафной процент.

Пункт 4 ст. 60 Кодекса, к которой отсылает комментируемая статья, указывает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных ст. 60 Кодекса обязанностей банки несут ответственность, установленную Кодексом. Там же установлено, что применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени (см. комментарий к ст. 60 Кодекса). При этом под пенями подразумеваются пени в смысле ст. 72 Кодекса, а не ст. 133 и 135 Кодекса. Согласно Определению КС России от 6 декабря 2001 г. N 257-О положение ч. 2 ст. 136 Кодекса, позволяющее налоговым органам в бесспорном порядке взыскивать с налогоплательщиков штрафы за нарушение налогового законодательства, как аналогичное положениям, признанным неконституционными в Постановлении КС России от 17 декабря 1996 г. N 20-П, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.