Перейти к основному содержанию

Статья 142 НК РФ. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Новая редакция Ст. 142 НК РФ

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Комментарий к Статье 142 НК РФ

Настоящая статья комментируемого Кодекса имеет отсылочный характер, она отсылает нас к порядку, установленному действующим процессуальным законодательством (Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ). На этом мы могли бы закончить свои комментарии, рекомендовав вам ознакомиться с перечисленными выше правовыми актами. Но перед нами была поставлена другая задача, как можно подробнее объяснить читателю, что надо понимать под несколькими строками указанной выше статьи Налогового кодекса.

Статья конкретизирует положения п. 2 ст. 138 НК РФ, регулирующего процессуальные вопросы предъявления жалобы в органы судебной власти, но не случайно законодатель в комментируемой статье после слова "жалоба" пояснил, что речь идет именно об исковых заявлениях. Попробуем разобраться, в чем разница упомянутых двух понятий:

- жалоба (в узком смысле этого слова) подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Что же касается права судебного обжалования, то оно реализуется путем предъявления иска;

- жалоба может быть подана только на ненормативный акт налогового органа либо на действие (бездействие) должностного лица налогового органа. Пределы применения искового заявления значительно шире: в суд обжалуются и нормативные акты (как вы уже знаете из сказанного выше, предусмотрено в п. 2 ст. 138 НК РФ).

Уместно будет напомнить читателю, что значит "нормативные и ненормативные акты налоговых органов":

ненормативные акты - это, например, решение о взыскании налога, постановление о выемке, об осмотре, протокол опроса понятого, акт налоговой проверки и др.;

нормативные акты - это всякого рода приказы, инструкции, положения, правила, постановления, распоряжения, исходящие, например, от Минфина, ФНС, в т.ч. изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, например, с Минфином России, ФТС России, МВД России и др. (о различиях между нормативными и ненормативными актами налоговых органов ст. ст. 138, 139 НК РФ).

Чтобы лишний раз не отвлекать читателя, напомним, что надо понимать под действием или бездействием должностных лиц. Это осмотр, выемка, опрос специалиста, доступ на территории и в помещения налогоплательщика, иные действия, которые упомянутые должностные лица совершают (либо не совершают, хотя обязаны были это сделать) в ходе реализации ими своих прав (например, в процессе осуществления налогового контроля, см. ст. ст. 83 - 101 НК РФ).

Итак, жалобы или исковые заявления на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, как мы уже отмечали в комментарии к ст. 138 НК РФ, подаются в соответствии с подведомственностью споров тому или иному суду.

Таким же образом разрешается и вопрос рассмотрения жалоб. Так, жалобы на акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в арбитражные суды, рассматриваются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, в частности Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Жалобы на акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суды общей юрисдикции, рассматриваются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством и иными федеральными законами, в частности ГПК РФ, Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Общими стадиями судебного рассмотрения жалоб являются:

- подготовка дела к судебному разбирательству;

- судебное разбирательство;

- решение суда;

- обжалование судебных решений;

- исполнение решения суда.

Учитывая то обстоятельство, что настоящий Комментарий рассчитан в основном на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, остановимся на важнейших положениях действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ, регулирующих вопросы судебного обжалования, упомянутых выше актов, действий (бездействия).

Итак, нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено:

1) арбитражному суду подведомственны дела о признании недействительными (полностью или частично) нормативных и ненормативных актов налоговых органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ). О том, что после вступления части первой НК РФ арбитражным судам стали подведомственны и исковые заявления организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении нормативных актов налоговых органов, прямо говорится в п. 2 ст. 138 НК РФ;

2) исковые заявления о признании актов налоговых органов недействительными, а также на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов предъявляются в арбитражные суды субъектов РФ (ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

3) исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, подписывается истцом или его представителем. В исковом заявлении, в частности, должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда, куда подается заявление;

- наименование истца и ответчика, их почтовые адреса;

- обстоятельства, которые, по мнению истца, свидетельствуют о том, что акт налогового органа, действия (бездействие) должностного лица нарушают его права;

- доказательства, которые обосновывают исковое заявление;

- требования истца (например, просьба о признании недействительным решения о взыскании налога и т.д.) со ссылкой на акты действующего законодательства;

- перечень прилагаемых к исковому заявлению документов (ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

4) истец обязан направить в налоговый орган копию искового заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у последнего (ст. 103 НК РФ).

Истец прилагает к исковому заявлению документы, подтверждающие:

- уплату госпошлины (если это предусмотрено исходя из категории дела);

- направление копии искового заявления (и приложенных к нему документов) в налоговый орган;

- обстоятельства, на которых основываются исковые требования;

- иные документы, предусмотренные законом (ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

5) исковое заявление принимается судьей единолично, о чем он выносит соответствующее определение. Оставление искового заявления без движения или без рассмотрения возможно при следующих условиях, если:

- по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется вступившее в законную силу решение или определение о прекращении производства по делу либо об утверждении мирового соглашения суда общей юрисдикции или арбитражного суда;

- в производстве арбитражного суда (или суда общей юрисдикции) имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- это предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст. ст. 128, 148).

Об отказе в принятии искового заявления судья выносит определение: оно направляется сторонам не позднее пяти дней со дня предъявления иска в суд;

6) судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы если:

- не соблюдены форма и содержание искового заявления;

- исковое заявление не подписано или подписано неправомочным лицом, либо без указания должностного положения;

- дело неподсудно данному арбитражному суду;

- не представлены доказательства того, что копия искового заявления (и документов, приложенных к нему) направлены налоговому органу;

- поступило ходатайство истца о возвращении иска;

- в иных случаях, предусмотренных в ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Возвращение иска не препятствует вторичному обращению с ним в арбитражный суд в общем порядке после устранения допущенных нарушений.

5 августа 2000 года N 117-ФЗ

Другой комментарий к Ст. 142 Налогового кодекса Российской Федерации

Как указывал КС России в Определении от 19 марта 1997 г. N 56-О <*>, вытекающее из ст. 46 Конституции РФ право на обжалование в суд любого правового акта обеспечивается - по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод нормативными и ненормативными актами федеральных органов государственной власти, кроме актов, проверка которых отнесена законодателем к исключительной компетенции КС России, - проверкой, осуществляемой на основании гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, а также ст. 3 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2803.

Рассмотрение дел об обжаловании актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц арбитражными судами.

Из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 в условиях действия АПК РФ 1995 г., следует, что дела об обжаловании организациями и индивидуальными предпринимателями актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц рассматриваются в порядке, установленном:

дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов - гл. 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" АПК РФ;

дела об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц - гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" АПК РФ.

В главе 22 АПК РФ определены особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В статье 189 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разд. III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений" АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом (ч. 1 ст. 189);

заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разд. III АПК РФ не установлено иное (ч. 2 ст. 189);

обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 3 ст. 189).

В соответствии со ст. 190 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в гл. 15 "Примирительные процедуры. Мировое соглашение" АПК РФ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Пленум ВАС России в п. 17 Постановления от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее в отношении применения ст. 190 АПК РФ:

в данном случае применяется правило об утверждении мирового соглашения. Однако соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону;

при применении указанной нормы арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

В подпункте 3 п. 1 ст. 333.21 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй Кодекса установлено, что при подаче в арбитражный суд заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина в размерах:

для физических лиц - 100 руб.;

для организаций - 2 000 руб.

Рассмотрение дел об обжаловании актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц судами общей юрисдикции.

Из разъяснений, данных в п. 22 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 в условиях действия ГПК РСФСР, следует, что дела об обжаловании физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц рассматриваются в порядке, установленном:

дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов - гл. 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" ГПК РФ;

дела об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц - гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ и Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

В главе 23 ГПК РФ содержатся общие положения о порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 333.19 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй Кодекса по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:

для физических лиц - 100 руб.;

для организаций - 2 000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.19);

при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 100 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.19).

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен гл. 30 КоАП РФ.

В части 1 ст. 30.1 КоАП установлено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 КоАП в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

В соответствии с ч. 4 ст. 30.1 КоАП определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП.

В статье 30.2 КоАП определен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ч. 1 ст. 30.2);

жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 ст. 30.2);

в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2).

Частью 3 ст. 30.1 КоАП установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен § 2 гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ.