Перейти к основному содержанию

Статья 201 НК РФ. Порядок применения налоговых вычетов

Новая редакция Ст. 201 НК РФ

4) при использовании полученного авиационного керосина для заправки воздушных судов самим налогоплательщиком - реестра расходных накладных (требований, ордеров) на заправку воздушных судов, подтверждающих факт заправки воздушных судов авиационным керосином самим налогоплательщиком. Указанный реестр должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер расходной накладной (требования, ордера), место заправки (аэропорт), вид топлива, количество заправленного топлива в килограммах и литрах, тип воздушного судна, номер рейса;

5) при использовании полученного авиационного керосина для заправки воздушных судов лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, авиационным керосином:

копии договора на оказание налогоплательщику услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, заключенного с лицом, осуществляющим заправку воздушных судов авиационным керосином;

реестра расходных накладных (требований, ордеров) на заправку воздушных судов, подтверждающих факт заправки воздушных судов авиационным керосином лицом, осуществляющим заправку воздушных судов авиационным керосином по договору, заключенному с налогоплательщиком. Указанный реестр должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, наименование лица, оказывающего услуги по заправке воздушных судов, дату и номер расходной накладной (требования, ордера), место заправки (аэропорт), вид топлива, количество заправленного топлива в килограммах и литрах, тип воздушного судна, номер рейса.

22. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 22 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса, в налоговые органы следующих документов:

1) копии свидетельства, предусмотренного статьей 179.5 настоящего Кодекса;

2) копии договора поставки (купли-продажи) топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, налогоплательщика с российской организацией - поставщиком указанного топлива;

3) при использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов (установок, платформ, расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) помимо документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, налогоплательщиком представляются копии:

реестра накладных и (или) актов приема-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, подтверждающих факт получения налогоплательщиком такого топлива. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, вид топлива, количество заправленного топлива;

реестра бункеровочных расписок, и (или) накладных, и (или) требований, и (или) ордеров, подтверждающих фактическое получение топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации налогоплательщика или уполномоченным представителем. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, его дату и номер, место бункеровки (заправки) (порт, где применимо), вид топлива, количество заправленного топлива в тоннах;

топливного отчета (составленного в произвольной форме), подтверждающего фактическое использование топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, водными судами (установками, сооружениями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, расположенными во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря), эксплуатируемыми налогоплательщиком на праве собственности или ином законном основании, подписанного руководителем организации-налогоплательщика или уполномоченным представителем;

4) при использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком в качестве топлива при производстве электрической и (или) тепловой энергии на объектах имущества, которые указаны в подпункте 3 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, в отношении которых в налоговый орган представлены копии документов, подтверждающих право собственности (право оперативного управления) на указанные объекты имущества, помимо документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, налогоплательщиком представляются копии:

реестра накладных и (или) актов приема-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, подтверждающих факт получения налогоплательщиком такого топлива. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, вид топлива, количество использованного топлива;

аналитических регистров учета использования видов топлива, относящихся к средним дистиллятам;

документов, подтверждающих удельную выработку тепловой и электрической энергии по видам установок;

аналитических регистров учета отпуска тепловой и электрической энергии по видам установок.

23. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 23 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

1) копии уведомления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, о включении налогоплательщика в реестр поставщиков бункерного топлива, или копии технического паспорта нефтебазы, действующего на дату представления в налоговый орган, и копии лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), или копии договора, на основании которого используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, заключенного налогоплательщиком с российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива;

2) копии договора поручения, договора комиссии либо агентского договора налогоплательщика с поверенным, комиссионером или агентом, предусматривающих оказание налогоплательщику услуг по осуществлению указанной в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса реализации средних дистиллятов (при реализации средних дистиллятов через поверенного, комиссионера или агента по договору поручения, договору комиссии либо агентскому договору);

3) копии контракта налогоплательщика с иностранным юридическим лицом на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам (или, если этот контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, выписки из него, содержащей информацию, необходимую для проведения налогового контроля);

4) копии документов, подтверждающих факт реализации топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, иностранной организации в соответствии с указанным в подпункте 3 настоящего пункта контрактом (первичные документы, оформленные на имя указанной в этом контракте иностранной организации);

5) в случае вывоза топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, за пределы территории Российской Федерации помимо документов, указанных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта, представляются копии документов, подтверждающих вывоз за пределы территории Российской Федерации реализованного налогоплательщиком топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза (копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, содержащих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз таких припасов за пределы территории Российской Федерации водными судами).

24. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 24 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

1) копии уведомления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, о включении налогоплательщика в реестр поставщиков бункерного топлива;

2) копии контракта налогоплательщика на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам (или, если этот контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, выписки из него, содержащей информацию, необходимую для проведения налогового контроля), с иностранной организацией, выполняющей работы (оказывающей услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, на основании договора с организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья.

В случае, если поставка топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранной организацией, выполняющей работы (оказывающей услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) реестра накладных и (или) актов приема-передачи топлива и (или) иных документов на поставку топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам, подтверждающих факт передачи иностранной организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, такого топлива. Указанный реестр составляется в произвольной форме и должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер документа на поставку топлива, вид топлива, количество заправленного топлива;

4) копии договора организации, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) исполнителя, привлеченного пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 настоящего Кодекса, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья с иностранной организацией - покупателем топлива, относящегося в целях настоящей главы к средним дистиллятам;

5) таможенной декларации (ее копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза;

6) копий транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия:

поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;

коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

25. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 25 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении в налоговые органы налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, следующих документов:

1) копии свидетельства, предусмотренного статьей 179.6 настоящего Кодекса;

2) реестра счетов-фактур, выставленных налогоплательщику поставщиком средних дистиллятов, подтверждающих получение налогоплательщиком средних дистиллятов, в отношении которых начислена сумма акциза, предъявленная к вычету в налоговом периоде, - в случае получения налогоплательщиком средних дистиллятов. Форма и порядок заполнения указанного реестра счетов-фактур, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

3) документов, подтверждающих оприходование средних дистиллятов налогоплательщиком, - в случае оприходования налогоплательщиком средних дистиллятов;

4) копии одного из документов, подтверждающих факт направления средних дистиллятов на переработку на производственных мощностях налогоплательщика, необходимых для осуществления технологических процессов (хотя бы одного вида) по переработке средних дистиллятов, указанных в пункте 8 статьи 179.6 настоящего Кодекса (в частности, накладной на внутреннее перемещение, акта приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, актов списания в производство, лимитно-заборной карты за налоговый период), - в случае переработки средних дистиллятов самим налогоплательщиком;

5) копии одного из документов, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, подтверждающих факт направления средних дистиллятов на переработку на производственных мощностях, необходимых для осуществления технологических процессов (хотя бы одного вида) по переработке средних дистиллятов, указанных в пункте 8 статьи 179.6 настоящего Кодекса, принадлежащих организации, оказывающей налогоплательщику услуги по переработке средних дистиллятов, копии договора налогоплательщика с указанной организацией, копии акта приема-передачи средних дистиллятов - в случае переработки средних дистиллятов такой организацией.

26. В случае использования налогоплательщиком в налоговом периоде средних дистиллятов одновременно для переработки и в иных целях порядок определения сумм акциза, относящихся к средним дистиллятам, направленным на переработку и использованным в иных целях, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Указанный порядок может быть изменен в случае изменения применяемой технологии переработки средних дистиллятов либо с начала налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов, считая с месяца утверждения порядка, в который вносятся изменения.

27. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 26 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся в налоговом периоде, в котором подакцизные товары, в отношении которых применяется налоговый вычет, использованы налогоплательщиком для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей главой, на основании представленной налогоплательщиком в налоговые органы налоговой декларации по акцизам.

28. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 27 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении в налоговые органы налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, следующих документов:

1) копия свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья;

2) в случае переработки нефтяного сырья, приобретенного у третьих лиц, - договор поставки (купли-продажи) нефтяного сырья, подтверждающий приобретение его в собственность, и (или) иные документы, подтверждающие право собственности на нефтяное сырье;

3) в случае переработки нефтяного сырья налогоплательщиками, имеющими право на добычу углеводородного сырья на основании лицензий (иных разрешительных документов), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные налогоплательщики также вправе представить копии лицензий на право пользования участками недр (иных разрешительных документов), и копии документов, подтверждающих добычу углеводородного сырья в течение налогового периода на этих участках недр;

4) в случае переработки нефтяного сырья на производственных мощностях, принадлежащих на праве собственности и (или) ином законном основании организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, - договор об оказании услуг по переработке нефтяного сырья;

5) в случае переработки нефтяного сырья, приобретенного у третьих лиц, на производственных мощностях, принадлежащих на праве собственности и (или) ином законном основании налогоплательщику, - реестр счетов-фактур, выставленных налогоплательщику поставщиками нефтяного сырья, подтверждающий получение налогоплательщиком нефтяного сырья, направленного на переработку. Форма и порядок заполнения указанного реестра счетов-фактур, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

6) копия одного из документов, подтверждающих факт направления нефтяного сырья на переработку (в частности, накладной на внутреннее перемещение, актов списания (передачи) в производство, лимитно-заборной карты за налоговый период);

7) реестр документов, подтверждающих отгрузку для целей реализации налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - передачу налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) в налоговом периоде продуктов переработки нефтяного сырья, принадлежащего ему на праве собственности;

8) в случае производства на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - реестр документов, подтверждающих реализацию налогоплательщиком высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, переданных ранее налогоплательщику организацией, которая непосредственно осуществляет переработку нефтяного сырья;

9) в случае реализации в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами), автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5 лицом, входящим в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации в одну группу лиц с налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, - перечень лиц, входящих в одну группу лиц с налогоплательщиком, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

29. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 31 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по акцизам:

1) в случае использования винограда для производства виноматериалов - копии лицензии на производство, хранение и поставки произведенных виноматериалов и (или) виноградного сусла;

2) в случае использования винограда для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина) - копии лицензии на производство, хранение и поставки произведенных вина (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) игристого вина (шампанского) (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина) либо копии лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, и (или) игристого вина (шампанского), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина);

3) в случае использования винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла - копии лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, а также копий технических документов по изготовлению спиртных напитков с указанием сортов использованного винограда и технологии производства;

4) реестра документов, подтверждающих факт приобретения винограда в собственность лицами, имеющими соответствующую лицензию, указанную в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, для его использования при производстве продукции, перечисленной в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта. Форма и порядок заполнения указанного реестра, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Для налогоплательщиков, приобретающих виноград по договорам купли-продажи, такими документами являются договор купли-продажи и приходная накладная, для налогоплательщиков, использующих виноград собственного производства, - выписка из реестра виноградных насаждений, накладная на внутреннее перемещение и (или) акты приема-передачи такого винограда между структурными подразделениями организации;

5) реестра документов (накладной на внутреннее перемещение винограда, актов приема-передачи винограда между структурными подразделениями организации, актов списания винограда в производство), подтверждающих факт использования винограда для производства реализованных в налоговом периоде вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, лицами, имеющими лицензии, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта. Форма и порядок заполнения указанного реестра, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

6) реестра документов, подтверждающих факт оприходования (постановки на бухгалтерский учет) вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, при производстве которых использован виноград, в отношении которого производится налоговый вычет. Форма и порядок заполнения указанного реестра, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

7) реестра документов, подтверждающих факт реализации налогоплательщиком в налоговом периоде произведенных им вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, при производстве которых использован виноград, в отношении которого производится налоговый вычет. Форма и порядок заполнения указанного реестра, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган копии лицензий, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, при условии, если сведения об указанных лицензиях отражены в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Комментарий к Статье 201 НК РФ

Вычет сумм акцизов по подакцизному сырью

Вычеты сумм акцизов, уплаченных при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, производятся на основании расчетных документов (платежных поручений) и счетов-фактур, подтверждающих уплату налогоплательщиком соответствующих сумм акциза в составе стоимости приобретенного сырья. Сумма акцизов должна быть выделена отдельной строкой.

По ввозимым на территорию России подакцизным товарам, используемым в качестве сырья, должны быть предъявлены грузовые таможенные декларации или иные документы, подтверждающие ввоз этих товаров и уплату акцизов таможенным органам.

Если подакцизные товары, использованные в качестве сырья, оплачены третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

Если налогоплательщик при производстве подакцизных товаров использует в качестве сырья подакцизные товары, переданные ему на давальческих условиях, сырье переработчиком не приобретается и, соответственно, не оплачивается. Следовательно, чтобы произвести налоговые вычеты, налогоплательщик-переработчик должен предъявить копии платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты налога владельцем сырья (если он произвел сырье) либо факт оплаты владельцем сырья его стоимости по ценам, включающим акциз (если он купил сырье).

Расчеты с помощью векселей

Как следует из ст. 815 ГК РФ, вексель - это составленное по установленной законом форме безусловное долговое денежное обязательство. Он является средством оформления отсрочки уплаты денежных средств за приобретенные товары, а не их непосредственной оплатой. Вексель заключает в себе одностороннее и абстрактное обязательство векселедателя произвести платеж законному векселедержателю, то есть предмет платежа значения не имеет и в векселе не указывается. Следовательно, вексель (в том числе вексель третьего лица) не является документом, подтверждающим факт оплаты организацией, производящей подакцизный товар, подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, по цене, включающей акциз.

В каком порядке производятся налоговые вычеты, если расчеты за поставленные подакцизные товары, использованные в качестве сырья, осуществляются с помощью векселей?

Налогоплательщик, использующий в расчетах за приобретенные подакцизные товары собственный вексель (то есть векселедатель), имеет право на налоговый вычет сумм акцизов по таким товарам в момент оплаты своего векселя денежными средствами предъявителю векселя.

Налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, имеет право на налоговый вычет сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам в момент передачи векселя по индоссаменту при условии, что указанный вексель ранее получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Тогда сумма акцизов принимается к вычету у индоссанта только в пределах стоимости приобретенных подакцизных товаров, не превышающей стоимости товаров (выполненных работ, оказанных услуг), отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель.

Использование в расчетах за приобретаемые товары векселя третьего лица, полученного налогоплательщиком в обмен на собственные векселя до момента их оплаты, не дает права на налоговый вычет сумм акцизов, поскольку отсутствует фактическая оплата векселя денежными средствами. Если для расчетов за подакцизные товары передается вексель, приобретенный в качестве финансового вложения, за который фактически уплачены денежные средства, то сумма акцизов принимается к вычету только в пределах фактически уплаченных денежных средств за такой вексель.

Списание стоимости сырья на затраты

По общему правилу применения налоговых вычетов суммы акцизов принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и списания использованного подакцизного сырья на затраты по производству реализованных (переданных) подакцизных товаров. Причем если стоимость сырья была списана на затраты по производству реализованной продукции в одном периоде, а оплата данного сырья произведена в другом, то налоговые вычеты производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья.

Если спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве алкогольной продукции, направляются для дальнейшей переработки или для использования в технических целях, то согласно пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ они не рассматриваются как подакцизные товары и акцизами не облагаются (при условии государственной регистрации таких отходов). В этом случае суммы акциза, уплаченные при приобретении спирта, в соответствии со ст. 199 НК РФ должны быть отнесены на стоимость спиртосодержащих отходов. Если спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве водок и ликеро-водочной продукции, будут признаны подакцизными товарами (например, при несоблюдении требования об их регистрации), сумма акцизов, уплаченная при приобретении спирта, содержащегося в этих отходах, подлежит вычету при исчислении акциза на реализованные спиртосодержащие отходы.

Вычет сумм акцизов по этиловому спирту,

использованному для производства виноматериалов

Поскольку виноматериалы акцизами не облагаются, сумма акциза, подлежащая уплате по алкогольной продукции, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, которые, в свою очередь, используются для производства алкогольной продукции.

Сумма акцизов по спирту, использованному для производства виноматериалов, направленных на производство вина, которая подлежит вычету, не может превышать суммы акцизов, исчисленной исходя из действующей ставки акциза за 1 л безводного (стопроцентного) этилового спирта и крепости вина по следующей формуле (п. 2 ст. 201 НК РФ):

С = (А x К : 100%) x Ов,

где С - сумма акциза, уплаченная по спирту, использованному для производства вина;

А - ставка акциза на 1 л спирта в пересчете на фактическую крепость;

К - фактическая крепость вина в %;

Ов - количество реализованного вина.

Если к вычету предъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, сумма превышения (отрицательная разница) относится на убытки предприятия.

Уменьшение суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по алкогольным изделиям, на сумму акциза, уплаченную по этиловому спирту из пищевого сырья, который использовался для изготовления виноматериалов, производится при представлении налогоплательщиком (производителем алкогольной продукции) платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, этилового спирта по ценам, включающим акциз.

Вычет сумм акцизов по возвращенным товарам

Вычеты сумм акцизов, уплаченных по возвращенным покупателями подакцизным товарам, производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от них. Такие вычеты производятся не позднее одного года с момента возврата товаров при условии, что указанные суммы акцизов фактически были начислены и отражены в декларации за тот период, в котором производилась реализация подакцизных товаров. В налоговый орган должны быть представлены документы, подтверждающие факт возврата подакцизных товаров с указанием их количества.

Возврат товаров может осуществляться только по основаниям, предусмотренным ст. ст. 468, 475, 480 и 482 ГК РФ. Иные основания для возврата подакцизных товаров должны быть указаны в договоре купли-продажи. Сумма акцизов, начисленная и уплаченная по подакцизным товарам, возвращенным налогоплательщику акцизов по основаниям, не предусмотренным Гражданским кодексом РФ или договором купли-продажи, к вычету не принимается.

Вычет авансового платежа при приобретении акцизных марок

В соответствии с п. 6 ст. 200 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ) налогоплательщик имеет право на вычет в виде суммы авансового платежа, уплаченного при приобретении федеральных специальных марок по подакцизным товарам, если такие товары подлежат обязательной маркировке.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции:

- федеральными специальными марками - алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт. Порядок маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками установлен Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785. Письмом ФНС России от 30 января 2006 г. N ШТ-6-07/96@ доведен Временный регламент выдачи федеральных специальных марок организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, территориальными налоговыми органами;

- акцизными марками - алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Авансовый платеж, уплаченный при приобретении акцизных марок, принимается к вычету при окончательном определении суммы акциза, подлежащей уплате при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговые вычеты по нефтепродуктам

Налоговые вычеты, осуществляемые при определении суммы акцизов на нефтепродукты, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

- копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами;

- реестра счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.

Отметка на реестрах счетов-фактур проставляется только в том случае, если сведения об объемах полученных товаров, отраженные в декларации покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство, соответствуют сведениям об объемах поставленных товаров, указанным в счетах-фактурах, выставленных поставщиком. Порядок проставления указанной отметки определяется Минфином России. В настоящее время действует Приказ Минфина России от 23 декабря 2005 г. N 155н "Об утверждении форм реестров счетов-фактур, Порядка представления реестров счетов-фактур и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов" (далее - Приказ N 155н).

Обязанность по проставлению отметок возложена на налоговые органы, в которых налогоплательщики - покупатели нефтепродуктов, имеющие свидетельства, состоят на налоговом учете.

Чтобы отметка была проставлена, налогоплательщик-покупатель должен обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет с заявлением, составленным в произвольной форме, с просьбой проставить отметку на представленных им реестрах счетов-фактур. Данное заявление и реестры счетов-фактур могут быть представлены непосредственно покупателем нефтепродуктов (его представителем) либо отправлены по почте заказным письмом с описью вложения.

Налоговый орган сверяет сведения о полученных покупателем объемах нефтепродуктов, указанные в приложении к декларации по акцизам, с реестрами счетов-фактур. Реестры счетов-фактур составляются отдельно по каждому поставщику нефтепродуктов. Форма реестра также утверждена Приказом N 155н. Она включает в себя сведения о покупателе нефтепродуктов (ИНН, КПП, номер свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами), а также аналогичные сведения о поставщике. В реестре счетов-фактур указываются:

- номера счетов-фактур;

- дата каждого счета-фактуры;

- вид подакцизного товара и код подакцизного товара;

- единица измерения и количество нефтепродуктов, указанных в счете-фактуре.

Вид подакцизного товара указывается согласно п. 1 статьи 193 НК РФ. Их перечень приведен также в Приложении к Инструкции по заполнению декларации по акцизам. В частности, по нефтепродуктам указанными документами определены следующие виды подакцизных товаров:

┌───────────────────────────────────────────────┬────────────────┐

│ Вид подакцизного товара │Код подакцизного│

│ │ товара │

├───────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Бензин автомобильный с октановым числом до 80 │ 610 │

│включительно │ │

│Бензин автомобильный с иными октановыми числами│ 620 │

│Дизельное топливо │ 630 │

│Масло для дизельных и (или) карбюраторных │ 640 │

│двигателей │ │

│Прямогонный бензин │ 650 │

└───────────────────────────────────────────────┴────────────────┘

Отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней по истечении срока, установленного для подачи налоговой декларации.

При этом указанный срок предусмотрен лишь для случаев, когда налоговая декларация и реестры счетов-фактур представлены одновременно.

Для покупателя нефтепродуктов сроки представления реестров счетов-фактур не установлены. Если покупатель нефтепродуктов представит выставленные ему продавцом реестры счетов-фактур и сведения в этих реестрах о полученных объемах нефтепродуктов соответствуют данным в ранее представленной декларации, налоговый орган обязан проставить отметку на этих реестрах. Если указанные реестры представлены позже декларации, пятидневный срок должен исчисляться со дня, когда в налоговый орган представлены все документы, необходимые для того, чтобы проставить отметки, то есть и налоговая декларация, и реестры счетов-фактур.

Вместе с тем следует иметь в виду, что если покупатель (получатель) нефтепродуктов не представит реестры счетов-фактур в течение трех последовательных налоговых периодов (трех месяцев), то этот факт является основанием для того, чтобы приостановить действие свидетельства налогоплательщика (п. 5 ст. 179.1 НК РФ).

Первый экземпляр реестра счетов-фактур возвращается налогоплательщику-покупателю или его представителю по истечении пяти дней со дня представления декларации с отметкой налогового органа в случае выполнения всех условий, необходимых для ее проставления, или без нее, в случае если эти условия не выполнены.

Налоговый орган регистрирует реестры счетов-фактур в журнале, который ведется по форме, установленной Приказом N 155н. Порядок представления покупателем реестров счетов-фактур поставщику нефтепродуктов в данном Приказе не регламентирован и определяется по взаимной договоренности.

На практике иногда встречается ситуация, когда поставщиками в договоры на поставку нефтепродуктов вносятся пункты, обязывающие покупателей нефтепродуктов представлять реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа в том же периоде, в котором у данного поставщика возникает объект налогообложения акцизами. Это делается поставщиками нефтепродуктов с целью избежать отвлечения собственных оборотных средств из-за большого временного интервала между начислением и уплатой акцизов и возникновением права на налоговый вычет. Правомерно ли такое требование к покупателям?

В соответствии с положениями ст. ст. 421 и 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание того или иного условия предписано законом или иными правовыми актами, правилам которых договор должен соответствовать.

Согласно пп. 2 п. 8 ст. 201 НК РФ отметка налогового органа на реестрах счетов-фактур проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных им реестрах счетов-фактур.

Пунктом 5 ст. 204 НК РФ сроки представления налоговых деклараций лицами, осуществляющими деятельность с нефтепродуктами, установлены в зависимости от вида полученных ими свидетельств. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками в срок, следующий за истекшим налоговым периодом, который ст. 192 НК РФ определен как календарный месяц. Таким образом, представление налогоплательщиками в налоговые органы декларации до истечения налогового периода является нарушением указанной нормы.

Условие договора, предусматривающее обязательное представление покупателем нефтепродуктов реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа в том же периоде, в котором у продавца этих нефтепродуктов возникает объект налогообложения акцизами, вынуждает покупателей представлять в налоговые органы декларации до завершения налогового периода. Такое условие договора вступает в противоречие с нормами налогового законодательства и, следовательно, неправомерно.

Часто возникает вопрос, имеет ли право на налоговый вычет организация, имеющая свидетельство и реализующая нефтепродукты лицу, также имеющему свидетельство, через комиссионера?

В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Следовательно, согласно указанному договору комиссионер оказывает комитенту услугу по осуществлению сделки купли-продажи принадлежащих комитенту нефтепродуктов. Поскольку право собственности на указанные нефтепродукты комиссионеру не передается, объект обложения акцизами у последнего не возникает. Значит, он не рассматривается в качестве плательщика акцизов по этим нефтепродуктам.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство (в данном случае комитентом), возникает объект налогообложения. Согласно п. 8 ст. 200 НК РФ сумма акциза, начисленная комитентом при получении (оприходовании) нефтепродуктов, в случае их реализации покупателям, имеющим свидетельство, подлежит налоговым вычетам при представлении им в налоговый орган документов, определенных в указанном пункте.

При реализации комиссионером, выступающим от своего имени, товаров, принадлежащих комитенту, последний выставляет счет-фактуру на имя первого, а тот, в свою очередь, выставляет от своего имени счет-фактуру покупателям данных товаров.

Таким образом, поскольку при реализации нефтепродуктов по договору комиссии счета-фактуры выставляются комиссионером от своего имени, а не от имени комитента, последний не сможет применить налоговый вычет на основании реестров данных счетов-фактур.

Налоговые вычеты по денатурированному этиловому спирту

Налоговые вычеты по акцизам, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиками, имеющими свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, производятся при предоставлении в налоговые органы следующих документов:

- копии договора с производителем денатурированного этилового спирта;

- реестров счетов-фактур, выставленных производителями денатурированного этилового спирта. Форма и Порядок предоставления реестров установлены Приказом N 155н.

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, могут быть приняты к вычету на основании п. 12 ст. 200 НК РФ.

Для подтверждения права на вычеты налогоплательщик должен представить в налоговый орган:

- копию договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

- реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) денатурированного этилового спирта.

Указанная отметка проставляется, когда сведения, указанные в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, соответствуют сведениям, которые содержатся в представленных им реестрах счетов-фактур.

Порядок представления реестров счетов-фактур утвержден Приказом N 155н.

Обратите внимание: согласно новому п. 16, включенному в ст. 201, с 1 января 2007 г. в качестве одного из документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, должно предъявляться свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке. Следовательно, право на вычет акциза по денатурированному спирту есть только у организации, имеющей такое свидетельство.

В ст. 201 произошли и другие изменения. В частности, изменился перечень документов, подтверждающих право на налоговый вычет суммы акциза, уплаченной по спирту, израсходованному на производство виноматериалов, из которых изготавливается алкогольная продукция. Кроме того, если раньше (согласно п. 3 указанной статьи) к вычету принимались только суммы акциза, уплаченные по приобретенным подакцизным товарам, стоимость которых фактически списана на затраты по производству реализованных подакцизных товаров, то с 1 января 2007 г. вычетам будет подлежать сумма акциза, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, списанных в производство, независимо от того, реализована продукция, произведенная из этого сырья, или нет.

Другой комментарий к Ст. 201 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с подпунктом 3 пункта 11, подпунктом 3 пункта 12, подпунктом 2 пункта 13 и подпунктом 1 пункта 14 статьи 201 НК Приказом Минфина России от 03.10.2006 N 123н утверждены формы реестров счетов-фактур, а также порядок представления реестров счетов-фактур и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов.

Согласно статье 200 НК налогоплательщик акцизов имеет право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, предъявленную ему продавцом и уплаченную данным налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

В соответствии со статьей 201 НК указанные вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизных товаров, в дальнейшем использованных покупателями в качестве сырья. При этом согласно статье 198 НК налогоплательщик - продавец подакцизных товаров обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму акциза и выделить ее отдельной строкой в расчетных документах.

Перечень расчетных документов определен статьей 862 ГК и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 03.10.2002 N 2-П. К таким документам относятся: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

По вопросу применения налоговых вычетов по этиловому спирту, использованному для производства виноматериалов, необходимо учитывать следующее.

Пунктом 4 статьи 200 НК установлено, что вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Указанные вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 201 НК, в том числе платежных документов с отметкой банка, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов.

Учитывая изложенное, налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4 статьи 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком-покупателем в налоговый орган документа, подтверждающего оплату приобретенных виноматериалов через банк.

Необходимо также иметь в виду, что Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" товарообменные операции с этиловым спиртом, алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией запрещены.

Кроме того, согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 23.01.2007 N 11251/06 и от 23.01.2007 N 10670/06 признано неправомерным предъявление налогоплательщиком к вычету сумм акциза, оплаченных путем поставки товара при проведении взаимозачетов, без оформления расчетных документов, предусмотренных Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 03.10.2002 N 2-П.