Перейти к основному содержанию

Статья 333.25 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий

Новая редакция Ст. 333.25 НК РФ

1. За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

2) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

3) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

4) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном статьей 333.40 настоящего Кодекса. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;

5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также сделок, устанавливающих обязательство по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью принимается оценка доли или части доли как предмета залога, указанная сторонами договора залога, но не ниже номинальной стоимости доли, части доли соответственно.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;

6) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства;

7) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

8) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

9) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

10) стоимость имущества, не предусмотренного подпунктами 7 - 9 настоящего пункта, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности;

11) оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента;

12) оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства;

13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.38 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 333.25 НК РФ

За совершение нотариальных действий вне нотариальных контор госпошлина взимается в увеличенном полуторном размере. Согласно ст. 1127 ГК РФ удостоверять завещания, кроме нотариусов, имеют право также капитаны судов, главврачи лечебных учреждений, капитаны воинских частей и некоторые другие должностные лица. Следовательно, раз такое нотариальное действие будет производиться вне нотариальных контор, пошлина будет увеличена в полтора раза.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган должны представляться подлинники и засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 333.24 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций в размере 500 руб. В связи с этим государственная пошлина за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций взимается в размере 500 руб. за каждый учредительный документ независимо от его формата и правового положения (статуса) юридического лица. При этом учредительный договор и устав не могут рассматриваться как единый учредительный документ юридического лица.

При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, учитывается сумма договора, указанная сторонами, но ниже суммы, определенной соответствующими организациями (органами), осуществляющими оценку недвижимости.

Для целей исчисления государственной пошлины за удостоверение договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должен использовать документы об оценке этого имущества, произведенной соответствующими организациями (органами).

Стоимость недвижимости могут определить организации, как получившие в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности, то есть независимые оценщики, так и уполномоченные органов государственной власти. Таким уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, является в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 202 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость).

Следовательно, согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.25 главы Кодекса для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может применяться инвентаризационная стоимость указанного имущества, определяемая организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества на день открытия наследства.

Что касается стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков), определяемой независимыми оценщиками, то в случае, если в нормативном правовом акте содержится требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид его стоимости, то установлению подлежит его рыночная стоимость.

Поскольку порядок определения стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для целей налогообложения ни Кодексом, ни другими федеральными законами не установлен, то для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство независимыми оценщиками может быть применена рыночная стоимость таких объектов.

Следовательно, плательщик с учетом местных особенностей для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство недвижимости (за исключением земельных участков) вправе выбрать рыночную, кадастровую либо иную (номинальную) стоимость, определяемую независимыми оценщиками или же организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества.

Если будут представлены несколько документов, выданных организациями (органами) или независимыми оценщиками, с указанием различной стоимости имущества, то при исчислении госпошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей.

Что касается определения стоимости земельных участков, то согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения установлена их кадастровая стоимость. Это означает, что для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство земельных участков должна применяться их кадастровая стоимость, определяемая как независимыми оценщиками, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями.

Статья 333.25 Кодекса устанавливает, что за выдачу свидетельства о праве на наследство на основании решения суда о признании ранее выданного свидетельства недействительным государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены ст. 333.24 НК РФ. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, по заявлению плательщика подлежит возврату или зачету в счет государственной пошлины за выдачу нового. При этом зачет ранее уплаченной государственной пошлины может осуществляться в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Обратите внимание, что этот же порядок действует и при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными. Обратите внимание, что при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым из них.

Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится исходя из стоимости имущества (курса Банка России - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

Оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих по наследству имущественных прав определяется на основании суммы, указанной в оценочном документе, составленном иностранными должностными лицами и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.

Другой комментарий к Ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации

При применении статьи 333.25 НК следует иметь в виду, что особенностей уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) в случае удостоверения доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу, данной статьей не предусмотрено.

Для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу, обязательно должно учитываться количество представляемых.

Например, если доверенность выдается от имени трех представляемых одному представителю, то, учитывая, что в данной доверенности объединены, исходя из количества представляемых, три доверенности, государственная пошлина должна уплачиваться как за удостоверение трех доверенностей.

На это указал и Минфин России в письме от 22.05.2006 N 03-06-03-04/54.