Перейти к основному содержанию

Статья 108 НК РФ. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Новая редакция Ст. 108 НК РФ

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 108 НК РФ

Правила п. 1 комментируемой статьи указывают, что основания привлечения к ответственности предусмотрены в ст. ст. 116 - 129.1 НК РФ. От оснований привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения следует отличать ответственность банков за нарушения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах (ст. ст. 132 - 136 НК РФ).

Порядок привлечения к ответственности за налоговое правонарушение предусмотрен в нормах самого Налогового кодекса, в частности статьях:

- 101 НК РФ - регулирует производство по делу о налоговом правонарушении;

- 102 НК РФ - предписывает соблюдать налоговую тайну;

- 104 НК РФ - посвящена исковому заявлению о взыскании налоговой санкции за совершение налогового правонарушения;

- 109, 111, 112 НК РФ - об обстоятельствах, которые подлежат обязательному учету при рассмотрении дел о совершении налогового правонарушения;

- 113 НК РФ - о давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- 115 НК РФ - о давности взыскания налоговых санкций и др.

В п. 2 комментируемой статьи установлены важные гарантии для защиты прав и интересов налогоплательщиков (иных лиц):

а) запрещается повторное привлечение за одно и то же налоговое правонарушение;

б) не имеет значения то обстоятельство, в качестве кого лицо было привлечено к указанной ответственности в первый раз. В любом случае повторное привлечение к ответственности в такой ситуации противоречило бы правовым нормам комментируемой статьи;

в) по-другому решается вопрос, если лицо привлекается к ответственности за совершение нескольких правонарушений, хотя и предусмотренных одной и той же статьей настоящего Кодекса. Так, в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ штраф в размере 50 руб. взимается за каждый непредставленный документ (которые лицо обязано представлять в налоговый орган в установленные сроки); в данном случае налицо не повторность, а привлечение к ответственности за каждое самостоятельное налоговое правонарушение.

В правилах п. 3 комментируемой статьи речь идет об ответственности за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом. Так как организации не признаются субъектами преступления, вопрос об их уголовной ответственности возникнуть не может. Если же налоговое правонарушение допущено, то вполне возможно сочетание и уголовной, и налоговой ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение физического лица от уплаты:

- таможенных платежей, взимаемых с физических лиц и организаций (ст. 194 УК РФ);

- налога (ст. 198 УК РФ);

- налогов, например НДС, налога на прибыль (ст. 199 УК РФ).

Если деяние физического лица содержит признаки упомянутых составов преступления, применяются соответствующие нормы УК РФ.

Особенности правил п. 4 комментируемой статьи состоят в следующем:

а) они действуют, когда налоговое правонарушение совершено организацией;

б) "должностное лицо" - не совсем удачный термин. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Очевидно, что и в комментируемой статье, и в ряде других норм настоящего Кодекса (например, ст. ст. 101, 110 НК РФ) речь идет не только о "должностных лицах", но и о лицах, выполняющих управленческие функции в частных коммерческих организациях (ООО, ОДО, АО, ПК, ПТ и т.д.). Поэтому следовало бы и в настоящем Кодексе употребить более корректное словосочетание: "лица, выполняющие управленческие функции". Чтобы избежать ошибок, следует либо внести соответствующие поправки в ст. ст. 101, 108, 110 НК РФ и др. (в которых употребляется словосочетание "должностные лица организации"), либо дополнить ст. 11 НК РФ положением о том, что для целей налогообложения под "должностными лицами" понимаются руководители и иные лица, осуществляющие управленческие функции, всех без исключения организаций;

в) в соответствии с п. 4 комментируемой статьи привлечение самой организации к ответственности за налоговое правонарушение (например, по ст. ст. 120, 122 НК РФ) не препятствует тому, чтобы ее руководитель, иные лица, выполняющие управленческие функции и виновные в совершении налогового правонарушения, были привлечены:

- к уголовной ответственности, если в их деяниях есть признаки какого-либо состава преступления, предусмотренного нормами УК РФ;

- к административной ответственности, если их деяния образуют состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Применяя правила п. 5 комментируемой статьи, следует учесть, что:

а) налогоплательщик - это организация или физическое лицо, которое в соответствии с Налоговым кодексом обязано уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);

б) налоговый агент - это лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом обязано исчислять, удерживать у плательщиков и перечислять в бюджет налоги (ст. 24 НК РФ);

в) сама по себе уплата суммы налоговой санкции вовсе не освобождает:

- налогоплательщика - от уплаты суммы налога;

- налогового агента - от необходимости перечислить в бюджет удержанную с налогоплательщика сумму (которая ранее перечислена не была);

- и того, и другого - от обязанности уплатить начисленные пени (ст. 75 НК РФ), а также п. 18 Постановления Пленума N 41/9.

В п. 6 комментируемой статьи содержится ряд императивных правил, во многом имеющих характер новеллы и способных внести существенные коррективы в практику деятельности налоговых и судебных органов.

Итак, п. 6 комментируемой статьи указывает, что:

а) виновность налогоплательщика должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;

б) лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Иначе говоря, оно не должно представлять доказательства, приглашать свидетелей, очевидцев, заботиться о наличии алиби и т.п. Действует презумпция невиновности налогоплательщика, и пока не доказано обратное, последний должен считаться невиновным. Абсолютно недопустимы действия не только налоговых органов, но и банков, иных организаций и лиц, исходящие из принципа виновности налогоплательщика и противоречащие указанной презумпции;

в) налоговые органы сами обязаны доказывать:

- обстоятельства, свидетельствующие о совершении правонарушения. Нельзя ставить вопрос о виновности налогоплательщика, пока не будет установлен факт совершения налогового правонарушения;

- виновность налогоплательщика в совершении правонарушения. Другими словами, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 110 НК РФ);

г) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Если нет абсолютной уверенности (основанной на доказанных обстоятельствах и на том, что нарушены вполне конкретные нормы Налогового кодекса) в виновности лица, то всякого рода неясности (например, в содержании актов законодательства о налогах, текстах документов, показаниях свидетелей, заключениях экспертов и т.д.) должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика (иного лица). Нельзя также виновность последнего определять по аналогии, исходя из соображений "целесообразности", ложно понятых приоритетов и т.д.;

д) лицу предоставлено право прибегать к помощи аудиторов, юристов, иных специалистов; если они ему укажут на допущенные ошибки, то считается, что лицо их обнаружило самостоятельно. Далее оно может исправить ошибки, допущенные:

- при учете объекта налогообложения (ст. ст. 83 - 85 НК РФ);

- при исчислении налога (ст. ст. 52 - 56 НК РФ);

- при уплате налога (ст. ст. 57, 58 НК РФ).

Если подобные исправления произведены, то нет оснований привлекать его к ответственности за совершение налогового правонарушения;

е) правила п. 6 комментируемой статьи распространяются не только на налогоплательщиков и на налоговых агентов, но также и на иных лиц.

О невозможности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в других случаях см. ст. ст. 109, 111, 113, 115 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации

В ранее действовавшей редакции п. 6 комментируемой статьи устанавливалось, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, не только пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, но и пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Однако Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлены новые административные процедуры урегулирования налоговых споров, в т.ч. внесены изменения в ст. 114 Кодекса, предусматривающие, что налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков не только в судебном порядке, но и на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (см. комментарий к ст. 114 Кодекса). Соответственно, Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ из п. 6 комментируемой статьи с 1 января 2006 г. также исключено упоминание о необходимости установления виновности лица вступившим в законную силу решением суда.

1. Как следует из п. 1 ст. 108 Кодекса, лицо может быть привлечено к налоговой ответственности только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

Основанием привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения являются нормы Кодекса, устанавливающие налоговую ответственность за те или иные нарушения законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены соответствующими статьями гл. 16 Кодекса.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, установлен ст. 101 Кодекса. При этом согласно п. 6 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований указанной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган согласно п. 1 ст. 104 Кодекса обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Кодексом. Порядок рассмотрения дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций определен ст. 105 Кодекса (см. комментарии к ст. 104 и 105 Кодекса).

2. В пункте 2 ст. 108 Кодекса закреплен принцип однократности привлечения лица к налоговой ответственности.

Данный принцип закреплен по аналогии с конституционным положением о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ).

Принцип, закрепленный п. 2 ст. 108 Кодекса, послужил, в частности, основанием к тому, что КС России в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О признал положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 Кодекса, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не подлежащими применению одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий (см. комментарий к ст. 120 Кодекса).

3. Согласно п. 3 ст. 108 Кодекса в случае, если деяние, совершенное физическим лицом, содержит признаки состава преступления, то налоговая ответственность не наступает.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Кодекса налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (см. комментарий к ст. 32 Кодекса).

Как разъяснено в п. 33 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении применения п. 3 комментируемой статьи, налогоплательщик - физическое лицо, освобожденный от уголовной ответственности за деяние, содержащее признаки состава преступления, по нереабилитирующим основаниям, не освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной Кодексом, если совершенное им деяние одновременно содержит признаки налогового правонарушения, определенные соответствующей статьей гл. 16 Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию имеют:

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 (отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24); отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24); отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 24); отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, КС России, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3 - 5 части первой ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24)) и п. 1 и 4 - 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27); отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27));

4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27); прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 - 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 27));

5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

Согласно п. 2 ст. 115 Кодекса в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

4. В соответствии с п. 4 ст. 108 Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Пленум ВАС России в п. 34 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении применения п. 4 ст. 108 Кодекса разъяснил следующее:

при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями Кодекса;

названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. При этом следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется в зависимости от круга обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на организации-налогоплательщиков, и не может быть расширен.

Согласно разъяснению, данному в п. 2 Постановления Пленума ВАС России от 27 января 2003 г. N 2 (см. комментарий к ст. 107 Кодекса), привлечение должностных лиц организаций к административной ответственности не исключает привлечения самих организаций к налоговой ответственности, установленной Кодексом.

5. Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать как правовосстановительные, так и штрафные меры принуждения (см. комментарии к ст. 75 и 114 Кодекса).

Соответственно, п. 5 ст. 108 Кодекса установлено, что применение мер наказания не исключает применение правовосстановительных мер:

налогоплательщик, привлеченный к налоговой ответственности, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;

налоговый агент, привлеченный к налоговой ответственности, не освобождается от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Необходимо также учитывать следующее разъяснение, данное в п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9:

в силу ст. 106, 108, 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение;

в связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75).

6. Пункт 6 ст. 108 Кодекса содержит положения о презумпции невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности.

Следует отметить, что эти положения закреплены по аналогии с конституционными положениями о презумпции невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. В частности, ст. 49 Конституции РФ установлено следующее:

каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49);

обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);

неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).

В отношении федеральных законов, предусматривающих порядок доказывания виновности лица в совершении налогового правонарушения, следует отметить следующее. Как установлено ст. 105 Кодекса, дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов рассматриваются (см. комментарий к ст. 105 Кодекса): по иску к организациям и индивидуальным предпринимателям - арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 105), по иску к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 105).

Положению п. 6 ст. 108 Кодекса о том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, корреспондирует норма ч. 4 ст. 215 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. В ГПК РФ такая норма прямо не прописана.