Перейти к основному содержанию

Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты

Новая редакция Ст. 80 НК РФ

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац четвертый утратил силу.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац второй утратил силу.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 г.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 80 НК РФ

Налоговая декларация - официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих ставок обложения осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

В п. 1 ст. 80 налоговая декларация определяется как письменное заявление налогоплательщика. Таким образом, первое требование законодателя к рассматриваемому документу - письменная форма. Второе требование связано с содержанием налоговой декларации. В ней должны быть указаны данные:

- о полученных доходах (ст. 41 НК РФ);

- о произведенных расходах, то есть затратах, понесенных при получении доходов (состав и виды затрат определяются в соответствии с актами законодательства о налогах);

- об источниках доходов (в том числе находящихся за пределами РФ, ст. 42 НК РФ);

- о налоговых льготах (ст. 56 НК РФ);

- об исчисленной сумме налога (эта сумма исчисляется в порядке, установленном в соответствии с правилами ст. 54 НК РФ);

- о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога (например, о налоговой базе - ст. 53 НК РФ, о налоговой ставке - ст. 53 НК РФ, о налоговом периоде - ст. 55 НК РФ, о сроках уплаты налога - ст. 57 НК РФ).

Налоговая декларация представляется в соответствии с законодательством о налогах каждым налогоплательщиком, по каждому виду налога. Но это общее правило. Законодательство может освободить некоторые категории налогоплательщиков от ее представления (например, тех, кто полностью освобожден от налогов).

С 2007 г. в ст. 80 НК РФ введены понятия "расчет авансового платежа" и "расчет сбора".

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.

В п. 2 ст. 80 НК РФ закреплены две принципиально важные для налогоплательщика нормы.

Во-первых, если организация или предприниматель, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты каких-либо налогов, то и подавать декларации по ним они не должны. Однако есть и исключения. Приведем пример. В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, применяющие применение упрощенную систему налогообложения, не платят НДС (за исключением НДС, уплачиваемого на таможне). Однако если они выставят счет-фактуру покупателю и выделят там НДС, то в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ должны заплатить налог в бюджет. А в п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что указанные лица обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Во-вторых, если налогоплательщик приостановил свою деятельность, а также в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговая декларация предоставляется по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России. Добавим, что в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 указано, что "отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах".

С 1 января 2008 г. организации, у которых на указанную дату среднесписочная численность работников превысит 100 человек, должны будут в течение всего года представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета отчетность в электронном виде. Об этом гласит обновленная редакция ст. 80 НК РФ.

Впрочем, сдавать электронные отчеты фирмы, у которых среднесписочная численность работников превышает на начало 2007 г. 250 человек, обяжут уже со следующего года.

К сожалению, из ст. 80 НК РФ не ясно, что значит электронная сдача отчетности: на магнитных носителях или передача отчетности по телекоммуникационным каналам связи? По мнению Минфина России, это одно из двух: или дискеты, или электронная почта. Такое мнение чиновники высказали в Письме от 12 июля 2006 г. N 03-02-07/1-178. То есть уже с 2007 г. крупные фирмы должны будут сдавать отчеты в электронном виде. У остальных же компаний останется право выбора.

Налогоплательщики, отнесенные к крупнейшим, представляют налоговые декларации (расчеты) в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пункт 4 ст. 80 НК РФ определяет: декларации и расчеты по авансовым платежам в бюджет организации и индивидуальные предприниматели представляют в инспекцию, где они состоят на учете. Тут возможны три варианта:

- привести заполненные бумажные бланки деклараций лично либо послать уполномоченного представителя;

- отправить по почте с описью вложения;

- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).

Пункт 5 ст. 80 НК РФ устанавливает императивные правила, а именно, что налогоплательщик (представляя декларацию в налоговый орган) обязан указывать в налоговой декларации свой ИНН. Дело в том, что в соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов (в том числе по тем, которые подлежат уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) ИНН. Порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН определяются ФНС России (ст. 84 НК РФ).

Также в п. 5 ст. 80 НК РФ закреплен механизм представления налоговой декларации через уполномоченного представителя налогоплательщика. Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Напомним: в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 185 ГК РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме этого, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Управление МНС России по г. Москве в Письме от 24 июня 2003 г. N 11-04/33517 разъяснило, что оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между организацией и налоговым органом законодательством не предусмотрено.

При оформлении доверенности обратите особое внимание на дату ее выдачи, так как в силу п. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. На этом основании налоговый орган может не принять налоговые декларации. Как разъяснено в Письме Минфина России от 10 апреля 2006 г. N 03-06-06-03/08, индивидуальный предприниматель должен заверять у нотариуса доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность в налоговый орган.

Дело в том, что в данной ситуации, по мнению Минфина России, бухгалтер является представителем налогоплательщика - физического лица, который в силу п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В п. 7 ст. 80 НК РФ закреплены требования к содержанию налоговой декларации. Так, Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

- вида документа: первичный (корректирующий);

- наименования налогового органа;

- места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

- фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

- номера контактного телефона налогоплательщика.

Другой комментарий к Ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 80 Кодекса дано определение понятия налоговой декларации: письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, закреплена подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

В случае непредставления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций согласно п. 2 ст. 76 Кодекса руководителем (его заместителем) налогового органа может приниматься решение о приостановлении операций по счетам этих налогоплательщиков счетам в банке (см. комментарий к ст. 76 Кодекса).

Статьей 119 Кодекса предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации (см. комментарий к ст. 119 НК РФ).

2. Пункт 2 ст. 80 Кодекса устанавливает правила представления налоговой декларации в налоговый орган.

Налоговая декларация согласно п. 2 комментируемой статьи представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Об учете налогоплательщиков в налоговых органах см. комментарий к ст. 83 Кодекса.

Налоговая декларация подлежит представлению по установленной форме. ФНС России в письме от 11 февраля 2005 г. N ММ-6-01/119@ "О приеме налоговых деклараций" <*> разъясняла, что в случае, если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

--------------------------------
<*> Налогообложение. 2005. N 2.

Как установлено п. 2 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В письме МНС России от 22 июня 2004 г. N 06-5-03/866 <*> указано на то, что является неправомерным отказ налоговых органов в приеме от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях без приложения данных деклараций (расчетов) в электронном виде на магнитных носителях. В связи с этим МНС России поручило принять меры к недопущению фактов отказов нижестоящими налоговыми органами в приеме налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях.

--------------------------------
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 21.

Бланки налоговых деклараций согласно п. 2 комментируемой статьи предоставляются налоговыми органами налогоплательщикам бесплатно.

В пункте 2 ст. 80 Кодекса предусмотрены следующие способы представления налоговой декларации в налоговый орган:

лично налогоплательщиком;

налогоплательщиком через своего представителя. О представительстве налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами см. комментарий к ст. 26 Кодекса;

в виде почтового отправления с описью вложения;

по телекоммуникационным каналам связи.

Разумеется, первые три способа относятся к представлению налоговой декларации на бумажном носителе, четвертый - в электронном виде.

В отношении представления налоговой декларации в виде почтового отправления следует учитывать следующее. В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 <*>, в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

--------------------------------
<*> Российская газета. N 87. 2005. 27 апреля.

а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;

б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.

Из этого следует, что требованию п. 2 ст. 80 Кодекса о представлении налоговой декларации в виде почтового отправления соответствует не любое регистрируемое почтовое отправление.

Пункт 2 комментируемой статьи запрещает налоговым органам отказывать налогоплательщикам в принятии налоговой декларации и обязывает налоговые органы по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

Согласно п. 2 ст. 80 Кодекса днем представления налоговой декларации считается:

при отправке налоговой декларации по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения;

при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи - дата ее отправки.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Минфином России.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 <*>. Указанный Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

--------------------------------
<*> Российская газета. N 89. 2002. 22 мая.

Общие положения Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предусматривают следующее:

представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС России;

представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику;

при представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе;

при представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение ее в электронном виде в установленном порядке;

представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде;

с целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ;

использование, учет, распространение и техническое обслуживание СКЗИ и средств ЭЦП при представлении налоговой декларации в электронном виде осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является целью Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <*>, о чем указано в п. 1 его ст. 1.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" <*> утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

В соответствии с Приказом МНС России от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@ <*> утверждены Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам в электронном виде, а управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации поручено обеспечить разработку представления налоговой отчетности в электронном виде в соответствии с Едиными требованиями к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам в электронном виде.

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

3. Пункт 3 ст. 80 Кодекса в ранее действовавшей ред. предусматривал, что формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России. В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 3 ст. 80 Кодекса утратил силу.

4. В соответствии с п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Приведенная норма основана на положении п. 7 ст. 84 Кодекса о том, что каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. О порядке присвоения налогоплательщику ИНН см. комментарий к ст. 84 Кодекса.

5. Пункт 5 ст. 80 Кодекса устанавливает запрет требования налоговыми органами от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

6. Согласно п. 6 ст. 80 Кодекса налоговая декларация подлежит представлению в налоговые органы в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

7. В соответствии с п. 7 ст. 80 Кодекса формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. Полномочия Минфина России по утверждению форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядка их заполнения закреплены в п. 1 ст. 34.2 Кодекса (см. комментарий к ст. 34.2 Кодекса).

Приказом МНС России от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 "О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций" (в ред. Приказов МНС России от 1 сентября 2003 г. N БГ-3-06/484 и от 22 июня 2004 г. N САЭ-3-06/385@) <*> в целях упорядочения порядка ввода в действие новых форм налоговых деклараций утверждены Единые требования к формированию налоговых деклараций, а также установлено при вводе в действие новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам (внесении изменений и дополнений в действующие) считать обязательным наличие следующих документов:

--------------------------------
<*> Экономика и жизнь. 2003. N 4, N 43.

формы налоговой декларации;

инструкции по заполнению налоговой декларации;

перечня реквизитов, подлежащих вводу в АИС "Налог" в обязательном порядке;

формата представления налоговой декларации в электронном виде;

документа, содержащего контрольные соотношения, в том числе с информацией, полученной из внешних источников (контрольные соотношения) для проведения автоматизированной камеральной налоговой проверки;

методических рекомендаций по проведению камеральной проверки налоговой декларации.

Единые требования к формированию налоговых деклараций включают в себя:

единые требования к формированию налоговых деклараций;

единые требования к формализации налоговых деклараций или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Согласно п. 1.1 Единых требований к формированию налоговых деклараций налоговая декларация состоит из следующих составных частей:

титульного листа;

раздела 1 декларации, содержащего информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика;

раздела (разделы) декларации, содержащего (содержащие) основные показатели декларации, участвующие в контрольных соотношениях и используемые для исчисления налога, а также необходимые для формирования статистической отчетности налоговых органов;

разделов (приложений) декларации, содержащих дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

В приложениях к Единым требованиям к формированию налоговых деклараций приведены:

Типовая форма титульного листа налоговых деклараций или иных документов, служащих для исчисления (приложение N 1);

Порядок заполнения типовой формы титульного листа налоговой декларации (приложение N 2);

Типовая форма раздела 1 декларации (приложение N 3);

Требования к формам налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов (приложение N 4);

Требования к структуре налоговых деклараций, Требования к табличной форме разделов налоговых деклараций и Требования к использованию общероссийских и общеотраслевых классификаторов (приложение N 5).

ФНС России письмом от 15 ноября 2004 г. N 06-5-05/1506 <*> разъяснила, что Приказ МНС России от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 является внутренним документом, регламентирующим для методологических подразделений ФНС России единые требования к вновь разрабатываемым формам налоговых деклараций (расчетов), разработанным в целях совершенствования автоматизированной обработки данных, содержащихся в налоговых декларациях (расчетах). Таким образом, по мнению ФНС России указанный Приказ МНС России, не является нормативным документом, обязательным к применению для налогоплательщиков.

--------------------------------
<*> Нормативные акты для бухгалтера. 2004. N 23.

8. Правила ст. 80 Кодекса согласно ее п. 8 не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Требования к составлению и представлению таможенных деклараций установлены Таможенным кодексом РФ.

9. Пунктом 9 ст. 80 Кодекса в ранее действовавшей ред. предусматривалось, что правила гл. 13 Кодекса распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 9 ст. 80 Кодекса утратил силу.

10. В соответствии с п. 10 ст. 80 Кодекса особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" части второй Кодекса.

Статья 346.40 гл. 26.4 Кодекса устанавливает следующие особенности представления налоговых деклараций при выполнении СРП:

по налогам, которые подлежат уплате инвестором СРП, налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях СРП, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому СРП отдельно от другой деятельности.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях СРП, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам, которые подлежат уплате инвестором СРП, в налоговые органы по его местонахождению (п. 1 ст. 346.40);

формы налоговых деклараций, указанных в п. 1 указанной статьи, и порядок заполнения налоговых деклараций утверждаются Минфином России (п. 2 ст. 346.40);

налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы, указанные в п. 1 указанной статьи, утвержденные в порядке, установленном СРП, программу работ и смету расходов по СРП на следующий год;

по вновь введенным СРП в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы, указанные в п. 1 указанной статьи, утвержденные в порядке, установленном СРП, программу работ и смету расходов по СРП на текущий год;

в случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном СРП порядке (п. 4 ст. 346.40).