Перейти к основному содержанию

Статья 365 НК РФ. Налогоплательщики

Новая редакция Ст. 365 НК РФ

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Комментарий к Статье 365 НК РФ

Согласно данной статье НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Напомним, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 ГК России).

Из приведенных формулировок следует один очень важный вывод: обязанность платить игорный налог возникает у организации (предпринимателя) с момента, когда она начала получать экономическую выгоду в виде дохода от деятельности в сфере игорного бизнеса. То есть если организация в течение налогового периода (а им для налога на игорный бизнес является месяц) не вела предпринимательской деятельности, то налог платить не надо. Например, организация сдавала игровое оборудование в аренду, поскольку в данном случае доход от игорного бизнеса получает арендатор, то он и должен платить налог. При этом арендодатель плательщиком налога на игорный бизнес не является.

Если же хотя бы один день в месяце такая деятельность осуществлялась, то налог нужно заплатить за полный месяц, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает уплаты налога только за часть налогового периода.

Однако возникает вопрос, как платить налог, если в организации зарегистрировано несколько игровых автоматов, но при этом часть автоматов не используется?

Минфин России разрешает не платить налог с тех игровых автоматов, которые не приносят доход. Такую точку зрения, выгодную для налогоплательщиков, чиновники недавно высказали в Письме от 20 октября 2005 г. N 03-06-05-07/35. Логика у сотрудников финансового ведомства такая.

Платить налог на игорный бизнес должны те, кто фактически ведет такую деятельность (ст. 365 НК РФ). А в ст. 364 НК РФ приведено определение игорного бизнеса. Это предпринимательская деятельность, связанная с получением дохода от проведения азартных игр. Из этого чиновники сделали вывод, что если доход от игровых объектов фирма получать не начала, то и платить налог на игорный бизнес она не должна.

Таким образом, организация должна платить налог на игорный бизнес, только если одновременно выполняется два условия:

- фирма зарегистрировала игровые автоматы, игровые столы, кассы тотализатора или кассы букмекерской конторы в налоговой инспекции (п. 2 ст. 366 НК РФ);

- указанные игровые объекты начали приносить доход.

Получается, что с зарегистрированных объектов, которые компания еще не использует, платить налог не нужно. Отметим, что этот вывод финансовое ведомство сделало для фирм, зарегистрировавших игровые объекты, которые еще не приносят доход. По нашему мнению, то же самое можно сказать и про ситуацию, когда объекты, уже приносящие доход, временно не работают (например, находятся в ремонте).

Однако Минфин России в своем Письме не разъяснил, какими документами фирма может подтвердить, что игорную деятельность она фактически не осуществляет. Таким документом может быть договор, заключенный с ремонтной фирмой, договор аренды игрового центра.

Позиции, изложенной в Письме Минфина России, придерживаются и суды. Примером являются Постановление ФАС Центрального округа от 26 января 2005 г. по делу N А48-4855/04-13 и Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2005 г. по делу N А38-6015-17/784-2004.

А как быть, если игорный бизнес организации ведут в рамках совместной деятельности?

В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Статьей 1042 ГК РФ установлено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. К указанному имуществу могут быть отнесены и игровые автоматы.

Согласно ст. 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

При этом п. 2 ст. 1047 ГК РФ установлено, что товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Общими обязательствами, возникающими у товарищей в результате осуществления ими совместной деятельности, являются и налоговые обязательства.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Следовательно, обязательства по уплате налога на игорный бизнес возникают у каждой организации, являющейся участником договора простого товарищества, осуществляющего совместную деятельность в области игорного бизнеса, по всем объектам налогообложения по указанному налогу, являющимся общей долевой собственностью товарищей.

Главой 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ не установлены особенности уплаты налога на игорный бизнес в случае осуществления деятельности в области игорного бизнеса в рамках договора простого товарищества, поэтому порядок уплаты налога должен быть установлен договором о совместной деятельности.

В данном случае объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес регистрируются в налоговом органе по месту их установки в соответствии со ст. 366 НК РФ товарищем, ведущим общие дела, и им же производится уплата налога на игорный бизнес по месту регистрации объектов налогообложения.

Обращаем внимание: в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" сказано, что деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, в том числе с использованием игорного оборудования, а в случаях с казино и с использованием игорных столов, лицензируется.

Порядок лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов (посреднической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по организации приема ставок от участников взаимных пари и выплате выигрышей) и игорных заведений, в том числе букмекерских организаций (букмекеров), являющихся организаторами-участниками основанных на риске игр, установлен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525.

Кроме того, ст. 1063 ГК РФ, посвященная проведению лотерей, тотализаторов и иных игр, отмечает, что организаторы лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр должны иметь разрешение уполномоченного государственного или муниципального органа. Исключением являются случаи, когда организатором выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Другой комментарий к Ст. 365 Налогового кодекса Российской Федерации

Исходя из статьи 365 НК, обязанность уплачивать налог на игорный бизнес возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.