Новая редакция Ст. 366 НК РФ
1. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) процессинговый центр букмекерской конторы;
4) процессинговый центр тотализатора;
5) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;
7) пункт приема ставок тотализатора;
8) пункт приема ставок букмекерской конторы.
2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения.
Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты установки каждого объекта налогообложения (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или пункта приема ставок тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора или процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы).
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.
3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объекта (объектов) налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.
4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты внесения налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения.
5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения, заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в формате, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При направлении заявлений по почте днем их представления в налоговый орган считается день отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче заявлений по телекоммуникационным каналам связи днем их представления в налоговый орган считается день их отправки.
6. Налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
7. Формы документов, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Комментарий к Статье 366 НК РФ
Пунктом 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами игорного бизнеса являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерской конторы. Данный перечень объектов налогообложения закрыт, то есть в него нельзя ничего добавлять (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 апреля 2005 г. по делу N Ф03-А37/05-2/475).
Например, организация предоставляет абонентам операторов сотовой связи возможность участвовать в азартных электронных играх с помощью мобильных телефонов. Между мобильным терминалом абонента и аппаратно-программным комплексом происходит обмен SMS-сообщениями. По итогам игры абоненту может выплачиваться сумма выигрыша путем перевода на счет в банке или по почте. Для оплаты выигрыша создается призовой фонд, распределяемый между участниками игры посредством аппаратно-программного комплекса, позволяющего получить всю необходимую информацию о поступивших платежах и последующих выплатах. Должна ли организация в такой ситуации платить налог на игорный бизнес? Нет, не должна. И вот почему.
При проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами, внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых коммуникаций, телерадиовещания и т.д., и принимают участие в игре путем отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором игры - владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в ст. 366 НК РФ.
В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений гл. 29 НК РФ не регулируется. Следовательно, налогообложение указанной деятельности производится в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделал и Минфин России в Письме от 19 сентября 2005 г. N 03-06-05-07/28.
Теперь, что касается обязанности постановки на учет в налоговом органе каждого объекта налогообложения налогом на игорный бизнес по месту установки этого объекта, она предусмотрена п. 2 ст. 366 НК РФ. Данная обязанность должна быть исполнена не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Регистрация объектов налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика. Согласно ст. 366 НК РФ формы заявления и свидетельства о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес утверждаются Минфином России. Бланки этих документов установлены Приказами Минфина России от 24 января 2005 г. N 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" и от 24 января 2005 г. N 7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложения к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес". Оба Приказа вступили в силу с 14 марта 2005 г.
В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом рекомендуется пользоваться формой, утвержденной Приказом Минфина России от 8 февраля 2004 г. N ВГ-3-22/5 "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес".
В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Налоговые органы согласно п. 6 ст. 366 НК РФ обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления от налогоплательщика выдать ему новое свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом ранее выданное свидетельство налоговым органом у налогоплательщика изымается.
Для снятия с регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес налогоплательщики должны подать в соответствующий налоговый орган заявление о регистрации изменения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по рекомендуемой форме, утвержденной Приказом МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5.
В течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления налоговые органы обязаны выписать приложение к ранее выданному свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Место установки объекта игорного бизнеса с местом учета налогоплательщика может не совпадать. Поэтому с 1 января 2005 г. плательщики налога на игорный бизнес должны регистрироваться в налоговых инспекциях по месту установки объекта налогообложения (п. 2 ст. 366 НК РФ).
Фирма или предприниматель обязаны встать на учет в инспекции по местонахождению объекта игорного бизнеса только при одном условии, а именно: если они не состоят на учете в налоговых инспекциях на территории того субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения.
Порядок такой постановки определен Приказом Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 55н. Данный документ определил перечень документов, которые фирмы или предприниматели должны представлять в налоговую инспекцию для постановки на учет в качестве плательщиков налога на игорный бизнес.
Все документы предприниматель должен подать одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Но только в том случае, если налогоплательщик не состоит на налоговом учете на территории субъекта РФ, где им устанавливаются объекты игорного бизнеса.
Если организация или предприниматель уже состоят на учете в этом регионе, то нужно подать только заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
До появления Приказа Минфина, устанавливающего порядок постановки на учет объектов игорного бизнеса, ФНС России Письмом от 27 декабря 2004 г. N 09-0-10/5096 сообщила, что постановка на учет должна производиться по заявлению о регистрации объекта игорного бизнеса и документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства). Процедура постановки на учет и выдача соответствующего уведомления должна быть завершена в течение пяти дней с даты представления в налоговую инспекцию необходимых документов.
Содержание Приказа Минфина России N 55н, по сути, сводится к перечислению документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет, а для индивидуального предпринимателя также данные паспорта). В Приказе подчеркнуто, что заверенные копии таких документов представляются одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Ведь сроки исполнения обязанности по постановке на учет и по регистрации объекта налогообложения совпадают - не позднее чем за два рабочих дня до даты установки объекта налогообложения. Каких-либо иных документов для постановки на учет не требуется.
Уведомление о постановке на учет направляется или выдается фирме (предпринимателю) одновременно со свидетельством о регистрации объекта налогообложения (п. 6 ст. 366 НК РФ).
Отметим, что если количество объектов игорного бизнеса изменяется, то это не создает какой-либо новой обязанности по постановке на учет.
Вместе с тем при выбытии всех объектов игорного бизнеса налогоплательщик подлежит снятию с учета по этому основанию.
Если фирма (предприниматель) встала на учет в инспекцию по одному из предусмотренных Налоговым кодексом оснований, то ответственности за неподачу заявления о повторной постановке по другим основаниям в эту же инспекцию она не несет. Таково решение высших арбитражных судей (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).
В противном случае согласно Приказу N 55н фирма или предприниматель нарушат обязанность по постановке на учет, если не подадут заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес. То есть, если они не подали заявление о регистрации таких объектов (пропущен срок подачи заявления), налоговые инспекторы вправе привлечь их к ответственности.
Статья 116 НК РФ применяется за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет (ст. 83 НК РФ). Учитывая, что ст. 83 НК РФ не содержит норм, регулирующих сроки подачи заявления о постановке на учет по месту установки объекта игорного бизнеса, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании ст. 116 НК РФ невозможно. Следовательно, может быть применена ответственность по ст. 117 НК РФ. То есть за уклонение от постановки на учет в налоговой инспекции.
Отметим, что гл. 29 НК РФ установила штраф за несвоевременную регистрацию объектов налогообложения, изменение их количества или отсутствие такой регистрации. Он равен трехкратному размеру ставки налога, установленной для данного объекта. Если требования НК РФ будут нарушены повторно, сумма штрафа увеличится вдвое.
В то же время следует отметить, что введение законодателем отдельных оснований для наступления ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщика налога на игорный бизнес прямо противоречит общему принципу ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Согласно п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Этой же главой в силу п. 2 ст. 114 НК РФ устанавливаются и размеры налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов). При этом никаких исключений в отношении налога на игорный бизнес часть первая НК РФ не содержит.
Приведенные нормы закона о возможности возложения на налогоплательщика каких-либо санкций в определенном размере только в силу гл. 16 НК РФ ориентируют на исключительность положений указанной главы как в части определения случаев и оснований для наступления ответственности за нарушение положений налогового законодательства, так и в части установления размеров налоговых санкций.
Устанавливая в гл. 29 НК РФ особую разновидность ответственности за уклонение от регистрации объектов налогообложения или изменения общего количества ранее зарегистрированных объектов налогообложения, законодатель одновременно не уточнил, каким образом следует соотносить положения п. 7 ст. 366 НК РФ с положениями гл. 16 НК РФ.
Такое положение дел приводит к возникновению правовой неопределенности относительно вопроса о допустимости применения рассматриваемых санкций. Сравнение положений п. 1 ст. 107 НК РФ и п. 2 ст. 114 НК РФ с п. 7 ст. 366 НК РФ приводит к появлению неустранимого сомнения в содержании законодательного подхода о принципах и случаях наложения санкций за определенные правонарушения, что в силу п. 3 ст. 49 Конституции РФ, п. 7 ст. 3 НК РФ следует толковать в пользу налогоплательщика.
В то же время практика применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства свидетельствует о допущении в ряде случаев отступлений от норм, установленных гл. 16 НК РФ.
Так, несмотря на наличие п. 1 ст. 107 НК РФ, в части первой НК РФ с момента введения ее в действие содержится гл. 18 НК РФ, посвященная вопросам ответственности банков за нарушение налогового законодательства. Данная глава НК РФ не рассматривается с точки зрения п. 1 ст. 107 НК РФ как дающая основания для привлечения к ответственности за нарушение положений налогового законодательства, однако, тем не менее, активно применяется в правоприменительной практике (п. 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Другой комментарий к Ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 366 НК играет ключевую роль при решении самых различных вопросов, касающихся налогообложения налогом на игорный бизнес.
Порядок постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Минфина России от 08.04.2005 N 55н.
Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н утверждена форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, Приказом Минфина России от той же даты N 7н - форма свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложение к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Рекомендуемая форма заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес приведена в Приказе МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@.
По вопросу о применении пункта 2 статьи 366 НК в части определения момента установки игрового автомата необходимо руководствоваться информационным письмом Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 116.
При этом в Определении КС РФ от 16.10.2007 N 648-О-О указано на то, что на налогоплательщика возлагается обязанность зарегистрировать объект налогообложения (игровой автомат) не только до начала его использования для организации азартных игр, но и до его установки в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 27.08.2008 N 03-05-05-05/17, установка (выбытие) игрового автомата непосредственно связана с появлением новых или изменением общего количества ранее установленных игровых автоматов.
Учитывая, что появление новых или изменение общего количества ранее установленных игровых автоматов ведет к изменению налоговых обязательств по налогу на игорный бизнес, указанные объекты налогообложения подлежат обязательной регистрации налогоплательщиком в налоговых органах не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Необходимо учитывать, что объекты налогообложения, указанные в пункте 1 статьи 366 НК, зарегистрированные в игорных заведениях, деятельность по организации и проведению азартных игр которых прекращена в силу частей 6 - 9 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, подлежат снятию с регистрации по решению налогового органа без заявления налогоплательщика с обязательным письменным уведомлением налогоплательщика о принятом налоговым органом решении в течение шести дней (статья 26 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ).