Новая редакция Ст. 34.1 НК РФ
Комментарий к Статье 34.1 НК РФ
Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 34.1 Кодекса в ранее действовавшей редакции устанавливала полномочия органов государственных внебюджетных фондов. В частности, п. 1 ст. 34.1 Кодекса устанавливалось, что в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.
Статьей 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами. В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные Кодексом мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, принятым наряду с прочим в целях создания законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области налогов и сборов, ст. 34.1 утратила силу.
В действующей редакции Кодекса предусмотрены следующие полномочия органов государственных внебюджетных фондов:
пунктом 7 ст. 61 Кодекса установлено, что при изменении срока уплаты налога в государственные внебюджетные фонды органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные гл. 9 Кодекса. В частности, согласно подп. 5 п. 1 ст. 63 Кодекса решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (см. комментарии к ст. 61 и 63 Кодекса);
в соответствии со ст. 72 Кодекса при применении обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в государственные внебюджетные фонды органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов (см. комментарий к ст. 72 Кодекса);
согласно п. 13 ст. 78 Кодекса при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов (см. комментарий к ст. 78 Кодекса).
В статье 13 Бюджетного кодекса РФ определено, что государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 144 БК РФ государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (России), как указано в п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" <*>, образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 5. Ст. 180.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Фонд социального страхования РФ согласно п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" <*>, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Согласно п. 2 указанного Положения Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
--------------------------------
<*> Российская газета. N 35. 1994. 22 февраля.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1) <*> для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 602.
В пункте 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" <*>, установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.
Федеральный фонд согласно п. 3 указанного Устава является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. В соответствии с п. 4 Устава Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Банка России и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, как указано в п. 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" <*>, создается Верховным Советом республики в составе Российской Федерации и правительством республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа, края, области, города Москвы, города Санкт-Петербурга для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Территориальный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением. Территориальный фонд подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 591.
Государственного фонда занятости населения РФ в связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ не существует.