Перейти к основному содержанию

Статья 135.1 НК РФ. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган

Новая редакция Ст. 135.1 НК РФ

Непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Комментарий к Статье 135.1 НК РФ

Проводя анализ объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 Кодекса, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

во-первых - не запрос (т.е. письменное требование о необходимости сообщить соответствующие сведения) налогового органа имеется в виду в ст. 135.1 НК РФ, а именно мотивированный запрос. В последнем налоговый орган информирует банк об основаниях запроса со ссылкой на конкретные нормы настоящего Кодекса, других актов законодательства о налогах, указывает обстоятельства, которые вынудили налоговый орган обратиться с запросом в банк, перечень запрошенных сведений и порядок их представления. Кроме того, в запросе должны быть четко указаны все данные о конкретном клиенте банка (фирменное наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя, местонахождение (место жительства) клиента, данные о банковском счете (номер, вид, дата открытия и т.п.), данные об операциях по счету, которыми интересуется налоговый орган (вид операции, дата ее совершения, сведения об исполнении и т.п.). Запрос должен быть подписан руководителем (его заместителем) налогового органа, скреплен печатью последнего и передан в банк в порядке, исключающем нарушение правил об охране коммерческой, производственной, банковской, государственной либо иной тайны как клиента, так и банка (ст. 102 НК РФ). Конкретный порядок представления сведений, упомянутый в ст. 135.1 НК РФ, определяется ФНС и ЦБ РФ;

во-вторых - справки (упомянутые в ст. 135.1 Кодекса) представляют собой письменную информацию банка (в котором у клиента открыт счет), направляемую в налоговый орган. При этом имеется в виду любой налоговый орган, а не только тот, в котором состоит на учете сам банк или клиент банка: при проведении ВНП или КНП (мы говорили о них в ст. 87 Кодекса) мотивированный запрос в банк может направить и другой налоговый орган (в том числе и вышестоящий). Правонарушение состоит в том, что банк или вовсе игнорирует обязанность представить упомянутую справку, или (хотя банк формально и представляет справку) направляет в налоговый орган явно неполную информацию либо сведения, не соответствующие содержанию мотивированного запроса.

Банк обязан представлять по мотивированному запросу налогового органа лишь справки:

- по операциям по банковскому счету клиента. При этом речь идет о всех видах операций - расходных, приходных и т.д.;

- по счетам клиента (расчетным, текущим, валютным, ссудным и т.д.).

Иного рода информацию налоговые органы не вправе запрашивать, а банк не обязан представлять.

Не любой клиент банка имеется в виду в ст. 135.1, а лишь тот клиент, кто является:

1) индивидуальным предпринимателем. При этом в данном случае не имеются в виду счета частных нотариусов, детективов и других лиц, приравненных (для целей налогообложения) к индивидуальным предпринимателям.

В ст. 135.1 Кодекса законодатель особо подчеркнул, что речь идет именно о счетах граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (при этом законодатель не употребил обычное словосочетание "индивидуальный предприниматель"), и тем самым четко обозначил, что речь идет только о гражданах, которые в соответствии с нормами ГК РФ прошли государственную регистрацию в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательство;

2) организацией. При этом речь идет как о российских юридических лицах (но не о тех организациях, которые не наделены статусом юридического лица, а это допускается в соответствии со ст. 8 Закона о профсоюзах и ст. 3 Закона об объединениях), так и об иностранных организациях (включая и те из них, которые не наделены статусом юридического лица), а также о филиалах и представительствах последних на территории РФ). Не имеет значения то, является ли организация коммерческой (например, ООО, кооператив, ОАО, ЗАО и т.д.) или некоммерческой (например, ассоциация, фонд и т.д.).

Деяние, предусмотренное ст. 135.1 Кодекса, налицо тогда, когда банк не представил справку по операциям и счетам клиента в срок, установленный нормами самого Налогового кодекса. Примером такого срока может служить 5-дневный срок, предусмотренный п. 2 ст. 86 Кодекса.

Нужно также учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление или отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы, ОВФ оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет для руководителей организаций (в том числе банков) - административный штраф в размере от 3 до 5 МРОТ.

Субъектом анализируемого деяния могут являться только:

а) банки - то есть кредитные организации, которые вправе осуществлять банковские операции, указанные в ст. ст. 1, 5 Закона о банках (ст. 132 НК РФ);

б) иные (небанковские) кредитные организации, то есть юридические лица, которые вправе на основе лицензии ЦБ РФ осуществлять отдельные банковские операции (в данном случае - по открытию и ведению счетов) (ст. ст. 1, 5, 15 Закона о банках).

Физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не могут быть субъектами данного деяния.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь наличием умысла. Иначе говоря, банк совершает данное деяние:

- или с прямым умыслом, т.е. банк осознает, что грубо нарушает установленный порядок представления сведений по мотивированному запросу налогового органа, предвидит, что в результате неисполнения им упомянутой обязанности существенно затрудняется нормальная деятельность налогового органа, и желает наступления такого рода последствий;

- или с косвенным умыслом, т.е. банк осознает и предвидит противоправный характер своего бездействия и его вредные последствия, но прямо не желает их наступления, хотя сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Отметим, что вина банка определяется в зависимости от вины его руководителя, иных лиц, осуществляющих в банке управленческие функции (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Рассмотрим меры ответственности, предусмотренные в комментируемой статье (с учетом правил ст. 136 НК РФ):

а) размеры штрафов, указанных в ст. 135.1 Кодекса, подлежат уменьшению не менее чем в два раза при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ;

б) размеры этих штрафов подлежат увеличению на 100 процентов при наличии обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ.

Еще раз отметим, что применение мер ответственности, предусмотренных в п. 2 ст. 135 НК РФ, проблематично, так как любые сомнения должны толковаться в пользу нарушителя (в данном случае - банка).

Другой комментарий к Ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Обязанность банков, за неисполнение которой ст. 135.1 Кодекса предусмотрена ответственность, установлена в п. 2 ст. 86 Кодекса. В соответствии с указанной нормой банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Как говорилось выше, согласно правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 14 декабря 2004 г. N 453-О <*>, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 135.1 Кодекса. Споры же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 86 Кодекса).

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

Административная ответственность руководителя и других работников банка за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.

2. Несложно заметить, что текст п. 1 ст. 135.1 Кодекса совпадает с текстом п. 2 этой же статьи. Очевидно, законодатель в п. 2 хотел установить какой-либо квалифицированный состав правонарушения. Представляется, что в силу технических причин этого не произошло. Соответственно, действующая редакция комментируемой статьи предусматривает только один состав правонарушения.

Следуя формальному толкованию, при применении ст. 135.1 Кодекса ее п. 1 всегда будет отсылать к п. 2. Однако, следуя принципу, закрепленному в п. 7 ст. 3 Кодекса (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)), обоснованней представляется при непредставлении банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применение п. 1 ст. 135.1 Кодекса.