Новая редакция Ст. 96 НК РФ
1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
Комментарий к Статье 96 НК РФ
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает следующие правила:
а) специалистом может быть любое физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), не заинтересованное в исходе дела и индивидуально привлеченное (как профессионал) для участия в налоговом контроле, а также организация (сторона в договоре с налоговым органом), которая силами своих работников выполняет функции специалиста;
б) в любом случае в качестве специалиста привлекается лицо, обладающее:
- какими-либо специальными знаниями, которые необходимы для проведения конкретных действий в ходе налогового контроля. Эти знания могут относиться как к одной сфере (например, специалист по оценке недвижимости), так и к ряду смежных отраслей познания (например, товаровед по реализации промышленных и продовольственных товаров). Главное, чтобы упомянутые специальные знания позволяли дать объективную и полную информацию и оценку тем или иным обстоятельствам, которые стали объектом налогового контроля;
- необходимыми навыками (например, по проведению анализа состояния бухгалтерской отчетности, по фиксации определенных следов, по проведению ревизии товарно-материальных ценностей и т.д.);
в) привлечение специалиста следует отличать от привлечения эксперта. Последний привлекается обычно в ходе выездной налоговой проверки, в то время как специалиста привлекают и при осуществлении других форм налогового контроля (ст. ст. 82 - 89 НК РФ). Основанием экспертизы является постановление о ее проведении, которое составляется должностным лицом налогового органа, проводящим выездную проверку, и утверждается руководителем налогового органа, и договор о проведении экспертизы. Для привлечения специалиста достаточно заключить договор;
г) специалист привлекается именно для участия в проведении тех или иных конкретных действий. Эти действия:
- неразрывно связаны с налоговым контролем (не случайно закон употребил словосочетание "конкретные действия по осуществлению налогового контроля"). Другими словами, для проведения иных (т.е. не связанных с формами налогового контроля, указанными в ст. 82 НК РФ) действий налоговый орган не вправе привлекать специалиста, ссылаясь на ст. 95 НК РФ;
- вызваны объективной необходимостью. То есть привлечение специалиста допускается лишь в той мере, в какой собственных навыков, знаний, умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль, недостаточно;
- не должны подменять собой действия должностных лиц налогового органа. Иначе говоря, эти действия должны носить специализированный характер, быть разовыми, а не систематическими и всеобъемлющими.
Со специалистом заключается договор возмездного оказания услуг. Со стороны налогового органа его подписывает руководитель (заместитель).
Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, следует учесть:
а) их императивный характер;
б) участие лица в качестве специалиста не исключает возможности:
его опроса как свидетеля (ст. 90 НК РФ), если опрос касается обстоятельств, по которым он был привлечен как лицо, обладающее специальными знаниями и навыками (и которые ему стали известны в связи с участием в проведении конкретных действий, указанных в п. 1 ст. 96 НК РФ);
его последующего участия в качестве специалиста при проведении других конкретных действий по налоговому контролю. При этом заключается новый договор со специалистом;
в) в той мере, в какой ст. 96 НК РФ устанавливает иные правила, чем АПК, ГПК, УПК, для целей налогообложения применяются нормы ст. 96 НК РФ, так как в данном случае они имеют приоритет (см. ст. ст. 2, 11 НК РФ).
Другой комментарий к Ст. 96 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов закреплено подп. 12 п. 1 ст. 31 Кодекса (см. комментарий к ст. 31 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 96 Кодекса специалист привлекается в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок. В качестве специалиста привлекается лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела.
Возможность участия специалистов прямо предусмотрена п. 7 ст. 77 Кодекса при производстве ареста имущества налогоплательщика-организации, п. 3 ст. 92 Кодекса при проведении осмотра и п. 3 ст. 94 Кодекса при производстве выемки документов и предметов (см. комментарии к ст. 77, 92 и 94 Кодекса).
Статьей 129 Кодекса установлена налоговая ответственность специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки (см. комментарий к ст. 129 Кодекса).
2. Как установлено п. 2 ст. 96 Кодекса, специалист привлекается на договорной основе. На договорную основу привлечения специалиста указано и в п. 1 комментируемой статьи.
Порядок выплаты сумм, причитающихся специалистам, определен ст. 131 Кодекса (см. комментарий к ст. 131 Кодекса).
3. Факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 Кодекса не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля.
Порядок участия свидетеля в осуществлении мероприятий налогового контроля определен ст. 90 Кодекса (см. комментарий к ст. 90 Кодекса).