Перейти к основному содержанию

Статья 118 НК РФ. Утратила силу.

Новая редакция Ст. 118 НК РФ

Статья утратила силу

Комментарий к Статье 118 НК РФ

Налоговый кодекс предусматривает параллельную обязанность банка и налогоплательщика в пятидневный срок сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков (ст. 86 и п. 2 ст. 23 НК РФ). Несоблюдение этого правила налогоплательщиком влечет ответственность по ст. 118 НК РФ. Причем, исходя из текста п. 2 ст. 23 Налогового кодекса, субъектами рассматриваемой статьи являются не все налогоплательщики, а только организации и индивидуальные предприниматели.

Комментируемая статья содержит формальный состав налогового правонарушения: любое нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии либо закрытии банковского счета влечет наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

С более подробным комментарием мы предлагаем вам ознакомиться ниже.

Объектом рассматриваемого налогового правонарушения является установленный порядок представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Непосредственным объектом НП, предусмотренного комментируемой статьей, является такая важная составляющая указанного порядка, как срок представления этих сведений. Упомянутый порядок (его нельзя сводить только к представлению сведений) предусмотрен правилами целого ряда статей настоящего Кодекса, в частности ст. ст. 28, 46, 86 НК РФ.

Опасность данного состоит и в том, что оно либо непосредственно влечет неуплату налога, либо создает благоприятные условия как для этого, так и для иных правонарушений. Кроме того, деяние, предусмотренное комментируемой статьей, зачастую связано с нарушением банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ). Следует также учесть, что многие налоговые правонарушения предваряются совершением данного нарушения (например, нарушения, предусмотренные ст. ст. 122, 123 Налогового кодекса).

Анализируя объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует иметь в виду, что оно совершается (как правило) в форме бездействия. При этом:

а) под счетом в банке понимается:

расчетный счет (п. 5 ст. 46, ст. 86 НК РФ);

текущий счет (ст. ст. 46, 86 НК РФ);

иной счет, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства ИП и организаций (например, валютный транзитный счет, включая текущий счет, бюджетный счет и др.);

счет, открытый в других (небанковских) кредитных организациях, имеющих соответствующую лицензию ЦБ РФ;

б) сведения должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня открытия счета (о моменте окончания последнего дня упомянутого срока ст. 6.1 НК РФ);

в) информация об открытии и (или) закрытии банковского счета должна:

иметь письменную форму. Она представляется либо на бланке установленного образца, либо путем подачи письменного заявления (Приказы МНС России от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179@ "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также N БГ-3-24/180@ "О направлении информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи");

содержать сведения именно об открытии (на основании заключенного в установленном порядке договора банковского счета) и (или) о закрытии.

Не являются информацией, упомянутой в комментируемой статье, любые иные сведения (т.е. не относящиеся непосредственно к закрытию или к открытию банковского счета). В частности, если налогоплательщик не представил в налоговый орган информацию обо всех открытых им в течение истекшего квартала банковских счетах, указанное нарушение не подпадает под признаки объективной стороны анализируемого НП: дело в том, что в настоящей статье прямо подчеркнуто, что речь идет о нарушении срока, установленного в самом НК РФ;

г) объективной стороной налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, охватываются и случаи, когда нарушенный срок представления данных об открытии и (или) закрытии счета не повлек неуплаты налогов (например, из-за того что никаких объектов налогообложения у виновного не появилось). Поскольку сам факт такого нарушения предосудителен, постольку виновный привлекается к ответственности (другими словами, налицо так называемый формальный состав налогового правонарушения).

Об ответственности банка за открытие счета в обход установленного порядка ст. 132 НК РФ.

Субъектом данного налогового правонарушения являются налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), за исключением физических лиц, которые не выступают в качестве индивидуальных предпринимателей (и лиц, приравненных к ним для целей налогообложения).

Следует иметь в виду, что руководители организаций (но не индивидуальные предприниматели!) за нарушение установленного срока представления в налоговый орган или ОВФ информации об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации могут быть привлечены к административному штрафу в размере от 10 до 20 МРОТ в соответствии со ст. 15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины (ст. 110 НК РФ).

За совершение налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, виновный подвергается штрафу в размере 5 тыс. руб. Следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

а) за каждое правонарушения, предусмотренное ст. 118 НК РФ (т.е. и за непредставление информации об открытии счета, и за несообщение о закрытии счета), виновный отвечает по отдельности, т.е. более строгая налоговая санкция не поглощает менее суровую (п. 5 ст. 114 НК РФ);

б) размеры штрафов подлежат увеличению (уменьшению) с учетом правил ст. 112 НК РФ, п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ (ст. ст. 112, 114 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 118 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 2 ст. 23 Кодекса налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя в десятидневный срок об открытии или закрытии счетов (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

Как определено п. 2 ст. 11 Кодекса, в целях Кодекса под счетом (счетами) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

В письме МНС России от 15 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1768@ "О сообщении банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов" <*> разъяснено, что кредитные организации, их филиалы, а также учреждения Банка России обязаны исполнять норму ст. 23 Кодекса о сообщении банками сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов.

--------------------------------
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. N 1.

МНС России письмом от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/700@ разъясняло, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в банках в десятидневный срок, и напоминало, что в случае нарушения данной обязанности к нему применяются меры ответственности, установленные ст. 118 Кодекса.

По мнению МНС России, выраженному в письме от 2 июля 2002 г. N ММ-6-09/922@ <*>, налогоплательщик-организация обязана сообщать об открытии (закрытии) счетов в налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения, месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В случае нарушения налогоплательщиком-организацией данной обязанности, указало МНС России, к нему применяются налоговые санкции, предусмотренные ст. 118 Кодекса.

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

Однако письмом от 6 февраля 2004 г. N 24-1-10/93 <*> МНС России указало, что налогоплательщик-организация обязан письменно сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках, в том числе открытых обособленным подразделениям, только в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика-организации. В этом же письме сообщено, что письмо МНС России от 2 июля 2002 г. N ММ-6-09/922@ с 1 января 2004 г. применению не подлежит.

--------------------------------
<*> Налогообложение. 2004. N 2.

В письме от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530 "Об ответственности за непредставление информации об открытии или закрытии валютных счетов" <*> МНС России указало, что установленная п. 2 ст. 23 Кодекса обязанность налогоплательщиков по сообщению в десятидневный срок в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов распространяется на текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета. При нарушении налогоплательщиком установленного Кодексом представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии названных счетов в каком-либо банке налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 118 Кодекса.

--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.

Однако судебная практика сложилась по-иному. Президиум ВАС России в Постановлении от 4 июля 2002 г. N 10335/01 <*> при разрешении конкретного дела указал, что транзитный валютный счет открывается параллельно текущему валютному счету, независимо от волеизъявления организации, и, следовательно, уведомление об открытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета (до налоговых органов Постановление Президиума ВАС России доведено письмом МНС России от 2 сентября 2002 г. N ШС-6-14/1355 <**>).

--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2002. N 10.

<**> Справочные правовые системы.

ФНС России в письме от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ "О представлении информации по отдельным видам банковских счетов" <*> сообщила, что Инструкция Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" и указание Банка России от 20 октября 1998 г. N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", на которые даются ссылки в указанном выше письме МНС России от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530, утратили силу. ФНС России также указало, что в настоящее время действует Инструкция Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", предусматривающая открытие уполномоченными банками физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальных банковских счетов в иностранной валюте "Ф", "Р1" и "Р2".

--------------------------------
<*> Налогообложение. 2005. N 4.

С учетом изложенного ФНС России в указанном письме от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ выразило мнение о том, что установленная п. 2 ст. 23 и п. 1 ст. 86 Кодекса обязанность налогоплательщиков и банков сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов распространяется на специальные банковские счета в иностранной валюте "Р1" и "Р2". При нарушении налогоплательщиком или банком установленного Кодексом порядка представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии указанных банковских счетов налогоплательщик или банк подлежат, по мнению ФНС России, привлечению к ответственности, предусмотренной соответственно ст. 118 и 132 Кодекса.

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации предусмотрена ст. 15.4 КоАП: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ.

2. В пункте 2 ст. 118 Кодекса в первоначальной ред. предусматривался квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с нарушением срока представления информации об открытии или закрытии счета, - на случай, если это повлекло за собой неуплату налогов. С учетом того, что неуплата сумм налога является самостоятельным налоговым правонарушением, предусмотренным ст. 122 Кодекса, п. 2 из комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ исключен.