Перейти к основному содержанию

Статья 117 НК РФ. Утратила силу.

Новая редакция Ст. 117 НК РФ

Статья утратила силу

Комментарий к Статье 117 НК РФ

Более жесткое наказание по сравнению со ст. 116 предусмотрено ст. 117 НК РФ. За осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 календарных дней со дня истечения срока подачи заявления о постановке на учет (уклонение от постановки на учет). В отличие от предыдущей статьи субъектами ст. 117 НК РФ являются только организации или индивидуальные предприниматели. Следовательно, остается неурегулированным вопрос об уклонении от постановки на учет лиц, занимающихся частной практикой.

Сопоставляя ст. ст. 116 и 117 Кодекса, можно сделать вывод, что деятельность, осуществляемая без постановки на учет в налоговом органе, будет рассматриваться как нарушение срока постановки на учет, если такая деятельность осуществляется менее 90 календарных дней (не принимая во внимание предусмотренные 10 дней для подачи заявления о постановке на учет), и как уклонение от постановки на учет, если деятельность превышает указанный срок.

Ответственность по ст. 117 НК РФ определяется в виде процентов от полученного дохода с установлением нижнего предела - не менее двадцати тысяч рублей.

Итак, как мы уже сказали выше, комментируемая статья посвящена такому самостоятельному виду налогового правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок учета налогоплательщиков и налоговых агентов, а именно уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

Опасность указанного деяния состоит в том, что в результате его совершения не только нарушается установленная система налогового учета, но также виновным извлекается неконтролируемый доход, создается благодатная почва для уклонения от уплаты налогов, для утаивания доходов, для иных злоупотреблений.

По своему объекту анализируемое деяние ближе всего к такому налоговому правонарушению, как "нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" (ст. 116 НК РФ). Тем не менее полного совпадения объектов (а равно объективной стороны и субъектов) указанных двух деяний нет.

Объективная сторона анализируемого налогового правонарушения характеризуется следующими признаками:

а) виновный именно уклоняется от постановки на учет, т.е. допускает бездействие, данное деяние совершается и в форме пассивного поведения лица - оно просто не является в налоговый орган для постановки на учет (ст. ст. 83, 116 НК РФ);

б) применяя правила п. 2 комментируемой статьи, следует учесть, что срок непостановки на учет должен превышать 90 календарных дней;

в) необходимым конструктивным элементом объективной стороны анализируемого налогового правонарушения является также то, что виновный не только уклоняется от постановки на учет в налоговом органе, но и приступает к осуществлению (и в дальнейшем занимается этим):

- предпринимательской деятельности (например, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, лица, приравненные к индивидуальным предпринимателям для целей налогообложения);

- любой иной деятельности (например, некоммерческая организация приступает к своей деятельности, не связанной с предпринимательством, но при этом выплачивает зарплату своим работникам).

Если же виновный хотя не встал на учет в налоговом органе (несмотря на то, что уже прошло более 90 дней), но и не осуществляет никакой деятельности, то привлекать его к ответственности по ст. 117 НК РФ нельзя: наступает лишь ответственность, предусмотренная в ст. 116 НК РФ;

г) "уклонение" следует отличать от "отказа" (т.е. прямого заявления виновного о том, что он не намерен вставать на учет). В последнем случае ответственность не зависит от того, приступил ли виновный к осуществлению деятельности или нет (например, по ст. 116 НК РФ, по статье 119 НК РФ, при наличии других установленных указанными нормами настоящего Кодекса оснований); если же виновный отказался от исполнения обязанности по постановке на учет и одновременно осуществлял деятельность, упомянутую выше, ответственность наступает и по ст. 117 НК РФ, и по соответствующей норме гл. 16 НК РФ (например, по ст. 116 НК РФ).

Субъектами налогового правонарушения, предусмотренного в комментируемой статье, являются:

а) налогоплательщик - организация или физическое лицо, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, ст. ст. 11, 19 НК РФ;

б) налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

В связи с тем что некоторые организации вправе не регистрироваться в качестве юридического лица (см., например, ст. 8 Закона о профсоюзах), но одновременно являются работодателями (в отношении своих работников), до 1 января 1999 г. они выступали как налоговые агенты (т.е. исчисляли, удерживали и перечисляли в бюджет, например, подоходный налог со своих сотрудников). После вступления в силу части первой настоящего Кодекса такие организации не могут быть привлечены к ответственности по ст. 117 НК РФ, так как в ст. ст. 11, 24 НК РФ установлено, что ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами указанные организации признаны быть не могут. Видимо, этот пробел придется восполнить законодательно.

Следует иметь в виду, что субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (например, если они осуществляют в установленном порядке предпринимательскую деятельность, если они выступают как работодатели и т.д.).

Лица, осуществляющие управленческие функции в организации (руководитель, главный бухгалтер и т.п.), не освобождаются (при наличии оснований, установленных законом) от административной, уголовной либо иной ответственности, предусмотренной федеральными законами: привлечение организации к ответственности по ст. 117 НК РФ этому не препятствует (п. 4 ст. 108 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или ОВФ, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в этих органах, влечет наложение на руководителей организаций административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ. Привлечение налогового агента, налогоплательщика к ответственности по ст. 117 НК РФ не освобождает их и от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Субъективная сторона анализируемого налогового правонарушения характеризуется прямым или косвенным умыслом (п. 2 ст. 110 НК РФ).

Неосторожная форма вины при уклонении от постановки на учет невозможна, как невозможно себе представить ситуацию, при которой лицо, осуществляющее, например, предпринимательскую деятельность, не осознает, что нужно состоять на учете в налоговом органе.

За совершение налогового правонарушения, предусмотренного в п. 1 комментируемой статьи, взыскивается штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных за время (наступившее после истечения срока, указанного в п. 1 ст. 117 НК РФ) осуществления индивидуальными предпринимателями и организацией деятельности без постановки на налоговый учет. При этом нужно учесть, что размер налоговой санкции не может быть меньше 20 тыс. руб.

За совершение налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 комментируемой статьи, взыскивается штраф в размере 20 процентов доходов, полученных виновным в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не более 40 000 руб.

Следует также учесть, что:

- размер налоговой санкции подлежит уменьшению не меньше чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (п. 3 ст. 114 НК РФ);

- размер штрафов, указанных в ст. 117 НК РФ, увеличивается на 100% при наличии обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ (ст. ст. 112, 114 НК РФ).

Об ответственности при наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств см. ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 117 Кодекса предусматривает налоговую ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Понятие "деятельность организации или индивидуального предпринимателя" Кодексом не определено, в связи с чем подлежит применению положение п. 1 ст. 11 Кодекса о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Гражданское законодательство раскрывает только понятие "предпринимательская деятельность", под которой согласно п. 1 ст. 2 части первой ГК понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Принципы определения доходов установлены ст. 41 Кодекса (см. комментарий к ст. 41 Кодекса).

Исходя из положений п. 2 ст. 11 Кодекса, в которых даны определения понятий "организация" и "индивидуальный предприниматель", датой начала ведения деятельности, с которой начинает течь указанный в санкции ст. 117 Кодекса период, следует считать:

для организации - дату начала ведения деятельности, но не ранее момента возникновения правоспособности юридического лица (п. 3 ст. 49 части первой ГК), которым в соответствии с п. 2 ст. 51 части первой ГК является день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. До момента создания организации ведение деятельности может означать только то, что деятельность осуществляет физическое лицо, которое, исходя из п. 2 ст. 11 Кодекса, обязано исполнять предусмотренные Кодексом обязанности как индивидуальный предприниматель;

для индивидуального предпринимателя - дата начала ведения деятельности вне зависимости от факта его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

О разъяснениях по применению ст. 116 и 117 Кодекса, данных Пленумом ВАС в п. 39 и 40 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, см. комментарий к ст. 116 Кодекса.

Если нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе являются самостоятельными видами налоговых правонарушений, то ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе является квалифицирующим признаком административного правонарушения, выражающегося в нарушении срока постановки на учет в налоговом органе.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.3 КоАП нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 117 Кодекса предусматривает квалифицированный состав правонарушения.

Квалифицирующим признаком является ведение деятельности с непостановкой на учет более трех месяцев. Диспозиция п. 1 ст. 117 Кодекса не указывает на наступление ответственности по п. 1 при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п. 2 этой же статьи (как это сделано в п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 120 Кодекса). Учитывая это, представляется, что при ведении деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев следует применять одновременно п. 1 и 2 статьи: сумма штрафа составит 10% от доходов, полученных в течение 90 дней деятельности (но не менее 20 тыс. руб.), плюс 20% доходов, полученных в последующий период деятельности (начиная с 91-го дня).