Новая редакция Ст. 105.18 НК РФ
1. Российскими организациями - налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки (далее - другая сторона сделки), при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 настоящего Кодекса, могут быть применены цены, на основании которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (в случае доначисления налога по итогам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен) либо на основании которых налогоплательщиками осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (убытка) (в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса).
Применение таких цен в целях настоящего Кодекса признается симметричной корректировкой.
Симметричные корректировки осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Другая сторона сделки вправе применять симметричную корректировку в случае:
1) если решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка, исполнено налогоплательщиком, в отношении которого было вынесено такое решение. Право на симметричные корректировки в указанном случае возникает со дня получения уведомления о возможности симметричных корректировок, выдача (направление) которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 9 настоящей статьи;
2) если налогоплательщик, самостоятельно осуществивший корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса, представил налоговую декларацию, в которой отражена соответствующая корректировка, и погасил сумму недоимки, возникшей в результате такой корректировки (при ее наличии).
3. Для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов. Симметричные корректировки отражаются:
1) в случае, если право на такие корректировки возникло у другой стороны сделки в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, - в налоговых декларациях по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 настоящего Кодекса, представленных по итогам налогового периода, в котором другой стороной сделки получено уведомление о возможности симметричных корректировок;
2) в случае, если право на такие корректировки возникло у другой стороны сделки в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, - в налоговых декларациях по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 настоящего Кодекса, представленных по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса.
4. В случае, если по результатам симметричной корректировки другая сторона сделки получает право на зачет или возврат налога, применяются правила, установленные настоящим Кодексом в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога.
5. Симметричные корректировки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления о возможности симметричных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по итогам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка, он уведомляет другую сторону сделки о возможности симметричных корректировок путем выдачи или направления по почте заказным письмом либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи соответствующего уведомления в течение одного месяца со дня исполнения такого решения.
Течение срока выдачи или направления другой стороне сделки уведомления о возможности симметричных корректировок приостанавливается при получении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации об обжаловании в судебном порядке решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка, на основе которого проводятся симметричные корректировки. Такое приостановление действует до дня вступления в силу соответствующего судебного акта.
В случае нарушения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, срока выдачи или направления другой стороне сделки уведомления о возможности симметричных корректировок, предусмотренного настоящим пунктом, на сумму излишне уплаченного налога, подлежащего зачету или возврату налогоплательщику по результатам симметричной корректировки, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику за каждый календарный день начиная со дня окончания срока, установленного настоящим пунктом для выдачи или направления налогоплательщику соответствующего уведомления.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока направления соответствующего уведомления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи (при условии неполучения уведомления о возможности симметричных корректировок в сроки, указанные в пункте 5 настоящей статьи), другая сторона сделки вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок.
К заявлению о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном в отношении налогоплательщика решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающем доначисление налога или уменьшение суммы убытка, и его исполнении.
7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по результатам рассмотрения заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок в течение 15 дней со дня представления другой стороной сделки заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок принимает одно из следующих решений:
1) выдать уведомление о возможности симметричных корректировок;
2) отказать в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок;
3) информировать о приостановлении срока выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок в случае обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка, на основании которого проводятся симметричные корректировки.
8. Отказ в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок допускается в случае:
1) несоблюдения порядка подачи заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок;
2) неподтверждения указанной в заявлении информации;
3) представления налогоплательщиком в период рассмотрения заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок уточненной налоговой декларации, в которой изменены налоговая база и сумма налога (убытка).
9. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принято решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, другой стороне сделки в срок не позднее одного дня со дня принятия указанного решения выдается или направляется по почте заказным письмом либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи уведомление о возможности симметричных корректировок.
О принятии решения, предусмотренного подпунктом 2 или 3 пункта 7 настоящей статьи, другой стороне сделки, обратившейся с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, сообщается не позднее одного дня со дня принятия соответствующего решения.
Форма решений, указанных в пункте 7 настоящей статьи, и порядок их принятия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
10. Симметричные корректировки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, осуществляются другой стороной сделки на основе информации, направляемой ей налогоплательщиком, осуществившим корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) на основании пункта 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса, с приложением документов (сведений), подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате налога, возникшей в результате такой корректировки.
11. В случае, если налоговая декларация, предусмотренная подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи, представлена в налоговый орган после наступления срока подачи уведомления о контролируемых сделках, одновременно с указанной налоговой декларацией другая сторона сделки представляет документы (сведения), полученные от налогоплательщика в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
В случае, если другой стороной сделки не представлены документы (сведения), указанные в настоящем пункте (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), и (или) не выполнены условия, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, сумма налога (убытка) подлежит восстановлению, при этом сумма налога подлежит уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с другой стороны сделки соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Величина, на которую изменен размер налоговой базы (убытка) в результате симметричной корректировки, произведенной по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должна соответствовать величине, на которую изменен размер налоговой базы (убытка) в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса.
12. В случае, если налогоплательщик, являющийся другой стороной контролируемой сделки, осуществил корректировку в соответствии с уведомлением о возможности симметричных корректировок, а впоследствии решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка, было изменено (отменено) или признано недействительным в судебном порядке, такой налогоплательщик должен произвести соответствующую обратную корректировку.
В случае, если налогоплательщик, являющийся другой стороной контролируемой сделки, осуществил корректировку в соответствии с налоговой декларацией, представленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса, а впоследствии этим налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация с уменьшением налоговой базы и (или) суммы налога, налогоплательщик, являющийся другой стороной контролируемой сделки, должен произвести соответствующую обратную корректировку.
Обратные корректировки производятся другой стороной сделки на основании уведомления о необходимости обратных корректировок, полученного от налогового органа по месту учета другой стороны сделки, в течение одного месяца с даты получения указанного уведомления. При этом пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не начисляются.
Форма уведомления о необходимости обратных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
К уведомлению о необходимости обратных корректировок в связи с изменением (отменой) или признанием недействительным решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка, прилагается расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме, а также копия соответствующего судебного акта, отменяющего (изменяющего) или признающего недействительным такое решение или соответствующие судебные акты.
К уведомлению о необходимости обратных корректировок в связи с проведением налогоплательщиком самостоятельно корректировок в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса прилагается расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме. В уведомлении указывается дата подачи уточненной налоговой декларации.
Налоговый орган производит зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога налогоплательщику, который является стороной контролируемой сделки и в отношении которого было вынесено решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка, или который осуществил самостоятельно корректировку в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса, только после проведения обратных корректировок и уплаты налога налогоплательщиком, являющимся другой стороной контролируемой сделки.
13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе ссылаться на отсутствие документов или истечение срока их хранения при зачете или возврате сумм налога, указанных в налоговой декларации (уточненной налоговой декларации), представленной налогоплательщиком по итогам проведения симметричных или обратных корректировок на основе соответствующего уведомления.
Комментарий к Статье 105.18 НК РФ
1. В комментируемой статье предусмотрены и регламентированы симметричные корректировки, под которыми для целей НК РФ согласно п. 1 данной статьи признаются процедуры применения налогоплательщиками рыночных цен в рамках реализации следующего права, указанного в этом пункте: в случае доначисления налога по итогам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (см. комментарий к ст. 105.3 НК РФ), полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен, цены, на основании которых ФНС России осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога, могут быть применены российскими организациями - налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, при исчислении налогов, указанных в п. 4 ст. 105.3 части первой НК РФ.
В пояснительной записке к законопроекту, которым предлагалось включить в часть первую НК РФ раздел V.1, эта процедура обозначалась как симметричная корректировка налоговых баз по налогам у всех сторон контролируемой сделки, если ФНС России в установленном порядке вынесено решение о доначислении налога исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночной (регулируемой) цены.
В норме п. 2 комментируемой статьи речь идет о тех налогах, которые указаны в п. 4 ст. 105.3 части первой НК РФ, т.е. полнота исчисления и уплаты которых проверяется ФНС России при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном комментируемой главой. В частности, это: 1) налог на прибыль организаций; 2) налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со ст. 227 НК РФ; 3) налог на добычу полезных ископаемых; 4) налог на добавленную стоимость. То, что в случае выявления занижения сумм указанных налогов ФНС России производятся корректировки соответствующих налоговых баз, закреплено в п. 5 ст. 105.3 НК РФ (см. указанную статью и комментарий к ней).
Применение налогоплательщиком симметричной корректировки указано в качестве единственного исключения из положения п. 1 ст. 105.3 части первой НК РФ, устанавливающего, что учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ (см. указанную статью и комментарий к ней).
2. В норме п. 2 комментируемой статьи установлено, что право на проведение симметричных корректировок другими сторонами контролируемой сделки возникает исключительно в случаях, когда решение ФНС России о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого было вынесено решение о доначислении налога, в части недоимки, указанной в этом решении, т.е. когда указанное лицо погасило недоимку. Понятие "недоимка" определено в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) как сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Норма п. 2 комментируемой статьи также предусматривает, что симметричные корректировки проводятся в порядке, установленном данной статьей. Но при этом прямо указано, что для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов.
Содержание понятия регистров налогового учета следует из положения ч. 3 ст. 313 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ), предусматривающего, что в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Содержание понятия первичного документа следует из положений п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которым: все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами; эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в ч. 1 ст. 9 которого установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
3. Норма п. 3 комментируемой статьи, определяя форму осуществления симметричных корректировок, предусматривает, что симметричные корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях, представленных по итогам того налогового периода, в котором были произведены соответствующие симметричные корректировки. При этом указано, что речь идет о налоговых декларациях по тем налогам, которые указаны в п. 4 ст. 105.3 части первой НК РФ, т.е. полнота исчисления и уплаты которых проверяется ФНС России при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном комментируемой главой (о таких налогах говорилось выше).
В норме п. 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случае, если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, то подлежат применению правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. Речь идет о нормах гл. 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" части первой данного Кодекса, включающей в себя ст. 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа" и 79 "Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа". Кроме того, подлежат применению нормы ст. 176 "Порядок возмещения налога" гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ.
Следует также упомянуть, что в целях координации действий налоговых органов по выполнению требований указанных статей НК РФ при осуществлении операций зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, подлежащих возмещению налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, а также обеспечения автоматизации проведения налоговыми органами операций по зачетам и возвратам Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" <1> утверждены реквизиты информационного ресурса местного уровня по зачетам и возвратам, методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, рекомендуемые формы решения налогового органа о зачете и возврате, извещения налогового органа.
--------------------------------
<1> СПС.
4. В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что симметричные корректировки осуществляются налогоплательщиком на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом налогоплательщику ФНС России.
Положения п. 4 комментируемой статьи также регламентируют процедуру выдачи ФНС России налогоплательщику указанного уведомления. В рамках данной регламентации установлено следующее:
полномочие по утверждению формы (форматов) и порядка выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок федеральный законодатель делегировал ФНС России, предписав при этом осуществлять по согласованию с Минфином России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа ФНС России;
уведомление о возможности симметричных корректировок ФНС России передает налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю) либо направляет данное уведомление по почте заказным письмом или передает в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 105.17 НК РФ), "заказное" почтовое отправление в соответствии с п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, относится к категории регистрируемых, т.е. принимаемых от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемых адресату (его законному представителю) с его распиской в получении;
по общему правилу уведомление о возможности симметричных корректировок подлежит передаче налогоплательщику в течение одного месяца с момента возникновения права у налогоплательщика на проведение симметричных корректировок;
при этом предусмотрено, что в случае обжалования (точнее говоря, оспаривания) решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке указанный срок увеличивается до шести месяцев;
наряду с этим предусмотрено приостановление течения срока для выдачи или направления налогоплательщику уведомления о возможности симметричных корректировок в случае получения ФНС России информации об обжаловании (точнее говоря, об оспаривании) решения о доначислении налога, на основе которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке. Такое приостановление действует до момента вступления в силу соответствующего судебного акта. Аналогичный порядок применяется при обжаловании актов арбитражных судов нижестоящих инстанций.
Согласно общей норме ч. 1 ст. 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. 2 и 3 данной статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. В части 2 указанной статьи установлено, что решения ВАС России вступают в законную силу немедленно после их принятия.
5. Норма п. 5 комментируемой статьи предусматривает право налогоплательщика обратиться в ФНС России с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок.
Согласно данному пункту указанное право возникает при одновременном выполнении следующих двух условий: 1) налогоплательщик располагает информацией об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога в случаях, предусмотренных ст. 105.17 комментируемой главы; 2) налогоплательщиком не получено уведомление о возможности симметричных корректировок в сроки, указанные в п. 4 комментируемой статьи.
Как предусмотрено в п. 5 комментируемой статьи, к заявлению о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении. Как видно, требования к форме указанного заявления не установлены.
6. В пункте 6 комментируемой статьи закреплена корреспондирующая с предусмотренным в п. 5 данной статьи правом налогоплательщика обязанность ФНС России рассмотреть заявление о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок и принять по нему решение.
При этом непосредственно определены виды решений, одно из которых должно быть принято ФНС России по результатам рассмотрения указанного заявления:
1) решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок;
2) решение об отказе в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок. В качестве оснований для данного решения предусмотрены только такие обстоятельства, как несоблюдение порядка подачи заявления и (или) неподтверждение указанной в заявлении информации;
3) информирование налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок.
В качестве оснований для данного решения соответственно п. 4 комментируемой статьи предусмотрено только такое обстоятельство, как обжалование (точнее говоря, оспаривание) решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке.
В соответствии с п. 6 комментируемой статьи ФНС России обязана рассмотреть заявление о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок и принять по нему решение в течение 15 дней со дня получения указанного заявления. С учетом нормы п. 6 ст. 6.1 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) речь идет о рабочих днях. Как определено в указанной норме, рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
7. Норма п. 7 комментируемой статьи запрещает налогоплательщику, изъявившему желание произвести корректировку цен на основе уведомления о возможности симметричных корректировок, оспаривать величину такой корректировки. Исключением из данного запрета являются лишь случаи несоответствия величины такой корректировки величине, указанной в решении о доначислении налога. Подача и рассмотрение заявления об оспаривании величины такой корректировки в этих случаях осуществляются по правилам гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.
8. Положения п. 8 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют процедуру проведения обратных корректировок. В рамках данной регламентации установлено следующее:
проведение обратных корректировок является обязательным для других сторон, участвующих в сделке, в случае, если другие налогоплательщики, участвующие в сделке, произвели симметричные корректировки в соответствии с решением о доначислении налога, а впоследствии такое решение изменено (отменено) или признано недействительным;
основанием для проведения обратных корректировок является уведомление о необходимости обратных корректировок, направленное налогоплательщику налоговым органом по месту учета. К указанному уведомлению подлежат приложению расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме, а также копия соответствующего судебного акта, отменяющего (изменяющего) или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога или соответствующие судебные акты;
полномочие по утверждению формы и порядка выдачи уведомления о необходимости обратных корректировок федеральный законодатель делегировал ФНС России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа ФНС России;
обратные корректировки должны быть произведены налогоплательщиками в течение одного месяца после получения уведомления о необходимости обратных корректировок. При этом в силу прямого указания в рассматриваемом пункте пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.
Наряду с прочим п. 8 комментируемой статьи устанавливает, что налоговый орган может произвести зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога стороне контролируемой сделки, в отношении которой было вынесено решение о доначислении налога, только после проведения обратных корректировок и уплаты налога другой стороной контролируемой сделки.
9. В норме п. 9 комментируемой статьи установлен адресованный ФНС России запрет ссылаться на отсутствие документов или истечение срока их хранения при зачете (возврате) сумм налога, указанных в уточненной декларации, представленной налогоплательщиком по итогам проведения симметричных или обратных корректировок на основе соответствующего уведомления. Иначе говоря, для зачета (возврата) указанных сумм налога достаточно наличия уточненной декларации, а также документов, подтверждающих проведение симметричных или обратных корректировок на основе соответствующего уведомления.
Другой комментарий к Ст. 105.18 Налогового кодекса Российской Федерации
Комментарий к статье 105.18 НК в процессе написания. Заходите позже.